Найти тему

Интернет в России

История это нечто далёкое, что изучается современниками по книжкам в пыльных аудиториях учебных заведениях. Тем необычнее история становления “нашего” сегмента “сети всех сетей” — она развивалась на наших же глазах. Кто не помнит сначала поминутных острожных первых шажков в “большую сеть”, а потом и многочасовых зависаний на более выгодных ночных тарифах… За период с 90-ых по 99-ые года произошло становление не самого малого (в будущем) сегмента всемирной сети Интернет.
Историю русского интернета можно смело начинать с 1990 года, когда в январе, при финансировании американской «Ассоциацией за прогрессивные коммуникации» из Сан-Франциско, была создана общественная организация Гласнет. Название «Гласнет» тоже придумали американцы, объединив слова Glasnost и Network. Эта общественная организация была призвана обеспечить связью учителей, правозащитников, экологов и других гарантов открытого общества. В 1993 году «Гласнет» стал коммерчески провайдером. Позднее, 1 июля 1999 года слилась с «Совам телепорт». А 2 сентября того же года «Совам Телепорт» и «Телефонная связь Москвы» влились в ООО «ТелеРосс».
На этом знаковые события 1990 года не закончились. В августе была основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от RELiable COMmunications – надёжная связь). В работах по созданию сети принимали участие специалисты кооператива «Демос» (в последствии — ООО «Компания „Демос“), большинство из них являлись сотрудниками Курчатовского института. Уже к концу года к сети были подключены около 30 организаций, среди которых — центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты UUCP, причем с возможностью переписки и на русском языке.
В феврале 1991 года состоялся первый сеанс связи между Москвой и Барнаулом посредством модемной связи на скорости 9600 бод с использованием базового протокола TCP/IP. А 1 мая количество внутрироссийского сетевого трафика превысило обмен между нами и западом. Сеть реально стала российской.
В этом же году было освоено использование телеконференций, которые через первый почтовый сервер обеспечивали по подписке пользователей сообщениями по электронной почте. А Институт коммерческой инженерии начал проект „ИнфоРынок“, ставивший своей задачей информационную поддержку российского рынка ценных бумаг новейшими Интернет-технологиями.
В июле 1992 года сеть „Релком“ была официально зарегистрирована в пан-европейской сети EUnet под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. А в середине года «Релком» начал экспериментальное внедрение on-line IP-протокола, обеспечивающего подключение в режиме реального времени и расширяющего список доступных для использования сервисов помимо электронной почты. При активном участии АО „Релком“ и использовании возможности сети EUnet/Relcom была начата реализация проекта создания научной некоммерческой сети RELARN, головной организацией которой является „РосНИИРОС“.
В этом же году был введен в действие новый канал на Запад через Амстердам, что примерно в четыре раза увеличило соответствующую пропускную способность.
С 1993 года ведет свою историю компания «Демос Он-Лайн», которая с середины следующего года получила первых пользователей, а в последствии стала одним из крупнейших провайдеров России.
В 1994 году был зарегистрирован домен RU, что можно считать официальным началом русскоязычного Интернета. В рамках государственной программы „Университеты России“ начинается создание опорной инфраструктуры, объединяющей университетские сети в различных регионах России — будущей сети RUNNet (Russian Universities Network). Первая очередь охватывала шесть российских регионов и была реализована уже в начале 1995 года. Связь осуществлялась на базе систем спутниковой связи с двумя управляющими центрами в Москве и Санкт-Петербурге. К 1996 году сеть работала в пятнадцати регионах.
По инициативе МГУ, поддержанной „Релкомом“, „Демосом“ и другими крупными Интернет-провайдерами, создан первый в России узел обмена IP-трафиком на Московской междугородной телефонной станции М-9 (М9-IX — один из самых крупных подобных узлов в Европе), что позволило ряду российских Интернет-провайдеров напрямую обмениваться сетевым трафиком с использованием общего оборудования для уменьшения транзитного трафика.
Первая русско-язычная доска объявлений была открыта в 1995 году и относилась к опять же первой русскоязычной игре «Буриме». «Учительская газета» закрепила за собой право первой выпустить электронную версию своего издания. С мая 1995 года ведёт свою историю агентство «РосБизнесКонсалтинг», запустившее собственный сервер в Интернете и ставшее в последствии одним из самых популярных и уважаемых.
Проект Комкон, предоставивший возможность бесплатного размещения в сети для различных, в первую очередь, русскоязычных, некоммерческих проектов, первым из которых стала электронная библиотека, был запущен в мае 1995 года и существует по сей день.
В сентябре того же года, «Демос» открывает каталог ресурсов Russia on the Net, а компания «Россия-он-лайн» становится первым массовым коммерческим провайдером и открывает собственный информационный сайт.
8 ноября основан популярнейший ресурс
www.anekdot.ru Дмитрия Вернера. При поддержке провайдера Cityline, он был перенесён в Россию и долгое время удерживал лидирующие позиции в рейтинге rambler top100. Именно этот ресурс в феврале 1998 года впервые в истории возглавил одну из категорий всемирного рейтинга World Top 1000.
В конце 1995 года по инициативе Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) была начата работа по созданию и реализации проекта „Деловая сеть России“. Проект предусматривал создание сети для коммерческого применения с учетом ее специфики, включая решение проблемы обеспечения сохранности информации. Участники проекта — ФАПСИ, „Ростелеком“, АО „Релком“, „Роспак“ и ряд других организаций.
Тогда же Совет по международным исследованиям и научным обменам США (IREX) начал реализацию программы „Расширение доступа к Интернет“, которая обеспечивала бесплатный доступ к электронной почте, Интернет и обучение выпускникам программ, финансируемых правительством США, высшим учебным заведениям, библиотекам и некоммерческим организациям на территории СНГ.
1996 год ознаменовался, помимо создания многочисленных первых ресурсов, которые положили начало целой плеяде подобных ресурсов в будущем, началом осуществления Межведомственной программы „Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы“. Позднее она получила название RBNet и занималась координированием деятельности четырех ведущих ведомств в сфере науки и образования: Министерства науки и технологии, Минобразования, РАН и РФФИ, а также Госкомсвязи РФ.
В тоже время в марте 1996 года, Институт „Открытое общество“ (Фонд Сороса) приступил к реализации программы „Университетские центры Интернет“, рассчитанной на пять лет — до 2001 года. Программа осуществляется совместно с Правительством Российской Федерации. Приобретение оборудования и финансовая поддержка Университетских центров Интернет в объеме 100 миллионов долларов осуществляются Фондом Сороса. Правительство России финансирует в объеме 30 миллионов долларов спутниковые или наземные каналы для подключения к российским и международным сетям телекоммуникаций с пропускной способностью 256 килобит в секунду.
Из наиболее значимых ресурсов, созданных в этом году, можно отметить поисковую систему rambler.ru. Это проект компании “Стек” в последствии, благодаря выдающимся показателям по проиндексированным документам и сервера, бысро обойдет другие популярные поисковые сервера и некоторое время будет находится в лидерах.
В интернет входят радио станции. Радио 101 первая открывает свой информационный сайт и приступает, помимо УКВ диапазона, к трансляции своих в интернет. Радио “Серебренный дождь” идёт ещё дальше и первое в европе начинает круглосуточное непрерывное вещание через интернет в режиме реального времени.
Вообще, 1996 год был крайне богат на события, особенно, касающихся открытия в будущем наиболее популярных ресурсов. Среди них чат “кроватки”, первый номер “zhurnal.ru”, “чёртовы кулички” и прочие не менее интересные ресурсы. Так же в этом году на российский рынок вышли такие игроки, как провайдер Cityline, которая благодаря массированной рекламной компании в 1997 году известна уже всем русскоязычным пользователям интернета.
В 1997 году “отметились” такие компании как Mirabilis выпустила первую версию программы ICQ, которая в дальнейшем станет популярнейшим инструментом общения в реальном времени, вытеснив на обочину истории технологию IRC. Менее чем через полтора года количество русских пользователей ICQ оценивалось в 65-130 тыс. Человек.
4 февраля на сервере Cityline открылась служба TrubAddUrl — система автоматизированной подачи информации об интернетовских ресурсах (включая их URL и описание) одновременно в десять поисковых машин и каталогов русской Сети, а также в „культовую российскую искалку AltaVista“. В октябре того же года служба была доработана и переименована в „Систему TAU“.
16 марта того же года состоялся Первый Российский Интернет Форум, организованный РОЦИТ и Издательским домом „Открытые системы“. Главная тема дискуссий: „Использование Интернет в корпоративных сетях“. В работе форума приняли участие около трехсот человек, представлявшие почти 200 российских и западных компаний.
Рейтинговая система Rambler's Top 100 стартовала 24 марта 1997 года. Она позволяла всем желающим установить на заглавную страницу своего сайта счетчик посещений и принять участие в рейтинге популярности сайтов российского Интернета в различных категориях.
15 июля издательство „Инфоарт“ объявило о создании первых официально зарегистрированных русскоязычных push-каналов персональной доставки заказной информации по сети Интернет.
13 августа может считаться днём начала борьбы с баннерами, так как вступила в действие баннерная сеть Reklama.ru. 10 января следующего года под названием Reklama.ru 2.0 появилась ее усовершенствованная версия. Благодаря более совершенной технологии (RotaBanner), использованию „зеркал“ и возможности контролировать целевую аудиторию, Reklama.ru в короткий срок вытеснила с рынка своего предшественника — рекламную сеть „Спутник“.
15 сентября открылась бесплатная почтовая служба Pochta.ru. Из-за несовершенства программного обеспечения она так и не смогла нормально заработать и вскоре была закрыта.
23 сентября произошло одно из самых знаменательных событий 1997 года — официальное открытие поисковой системы Яndex.ru, позволяющая производить поиск в русской Сети с полным учетом морфологии русского языка. Новая поисковая система быстро совершенствуется: вскоре появляется возможность формулировать поисковые запросы на естественном языке, ранжировать результаты поиска, искать „похожие документы“ и т.д.
1997 год стал отправной точкой в развитии российского интернета, так как именно в этом году было положено начало открытию множества популярных (и не очень) русско-язычных ресурсов. На всё их описание не хватило бы и целого журнала.
24 февраля 1998 года осужден Владимир Левин. Арестованный в марте 1995 года за компьютерное ограбление „Ситибанка“ российский хакер был приговорен судом Нью-Йорка за хищение 3,7 млн. долларов к трем годам тюрьмы и денежному штрафу в размере 240 015 долларов.
28 апреля. Радио 101 становится первой русской радиостанцией, количество потенциальных слушателей которой в Сети практически не ограничено (возможно 60000 одновременных соединений). А уже 7 мая начинает работу RadioNet — первая в России радиопрограмма, выходящая только в Интернете. Ведущий — Алексей Андреев. К марту 2000-го вышло 20 передач, включая 5 передач из цикла „Голоса русского Интернета“ (интервью с известными сетевыми деятелями).
28 июня на сайте „Московского либертариума“ открылся раздел „Регулирование и экономика СОРМ для сетей документальной электросвязи“, посвященный обсуждению СОРМ-2 — »системы оперативно-розыскных мероприятий", дающей возможность «эффективного обхода сотрудниками ФСБ требований Конституции и действующего законодательства в части обязательности судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений применительно к компьютерным сетям, в частности, Internet». Публикация новостей, исследований, комментариев, а также проведение различных акций, направленных против СОРМ-2, привело к тому, что информация о проекте СОРМ-2, позволяющем осуществлять тотальную слежку за гражданами, стала достоянием широкой общественности.
Согласно исследованию, проведенному в июле московским офисом International Data Corporation (IDC), количество пользователей российского Интернета достигло 1,2 млн. (в 1996-м их было всего 384 тыс.).
17 августа разразившийся финансовый кризис спровоцировал ажиотажный спрос на финансово-политическую информацию. Лидером по ее предоставлению стал сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг». В связи с резко возросшей посещаемостью сервера РБК 17 августа агентство расширило канал в Интернет с 512 Кбит/c до 1,1 Мбит/с. Однако и этого оказалось недостаточно. Уже 26 августа канал был расширен до 2,2 Мбит/с, а 21 сентября — до 3,2 Мбит/с. (Следующий всплеск посещаемости РБК произошел в марте 1999-го в связи с повышенным интересом к событиям в Югославии — канал снова был расширен, на этот раз до 5,5 Мбит/с.) 5 ноября РИА «РосБизнесКонсалтинг» удостоено наивысшей награды конкурса «Бизнес-Сайт'98» — ГРАН-ПРИ. А 1 октября РБК установил своеобразный рекорд посещаемости в российском Интернете — количество заходов на сервер превысило 3 млн.
1 ноября открылась бесплатная почтовая служба Mail.ru. В отличие от предшествующих попыток создания такого сервиса в российской сети (Extranet и Pochta.ru), проект оказался очень удачным. Позднее 20% акций компании Port.ru, создавшей этот сервис, было продано иностранным инвесторам за 940 тыс. долларов, в результате чего капитализация компании, все имущество которой — несколько компьютеров и интеллектуальная собственность, составила 4,7 млн. долларов. Это можно считать первой крупной сделкой в российском Интернете. 5 марта 1999 года количество зарегистрированных пользователей Mail.ru составило 100 тыс., 27 сентября — 500 тыс., а 29 февраля 2000 года достигло миллиона.
Согласно отчету РОЦИТ за 1998 год, количество российских пользователей Интернета составило на конец года около 1,5 млн. Качественный состав пользователей: более 85% — мужчины, около 55% имеют высшее образование; около 80% русскоязычных пользователей живут в России, почти половина из них — в Москве. В стране действует более 300 Интернет-провайдеров; создано свыше 26 тыс. информационных ресурсов; общий объем информации на русском языке в российской Сети — не менее 0,5 терабайта.
22 января 1999 года Яndex приступил к еженедельному мониторингу интересов пользователей русской Сети, введя НИНИ-индекс (расшифровывается как «Непостоянство интересов населения Интернета») — коэффициент изменения интересов пользователей Интернета. Индекс, публикуемый по понедельникам, отражает рост и падение числа запросов пользователей по определенным ключевым словам, популярность которых пережила наиболее заметные сдвиги за последнюю неделю.
5 марта знаменательно использованием Сети как средства дезинформации. Поздно вечером в «Дискуссии „Полит.ру“ появилось сообщение о самоубийстве губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Через несколько часов сообщение повторили Gazeta.ru и Forum.msk.ru. Вскоре выяснилось, что это дезинформация; последовало опровержение. Тем не менее, пресса откликнулась статьями (12 марта в „Новых Известиях“ и 19 марта в „Комсомольской правде“), где высказывалось представление об Интернете в целом как среде анонимных политических провокаций.
14 мая — открытие RB2, рекламной сети, созданной Студией Артемия Лебедева, с форматом баннеров 100x100 пикселей. Меньше чем за месяц сеть RB2 выходит на миллион показов баннеров в сутки. Попутно начинаются разработки “баннерорезок”, в последствии так и не ставших чрезмерно популярными.
21 июля разгорается скандал, связанный с публикацией в Сети романа Владимира Сорокина „Голубое сало“. Обсуждение частного вопроса — публикация романа без разрешения автора — перерастает в глобальную дискуссию по проблеме авторских прав в Интернете. Автор романа и издательство Ad Marginem, которому принадлежит эксклюзивное право на публикацию романа, подают в суд на Андрея Чернова и требуют „обязать ответчика устранить с его сайта любые возможности по доступу к тексту романа “Голубое сало», в том числе ссылки на любые адреса в Интернете, с которых возможна загрузка данного произведения". 18 января 2000-го дело разрешается победой Чернова — суд отклоняет иск.
Открыта круглосуточная новостная Интернет-служба Lenta.ru — новый результат сотрудничества Фонда эффективной политики с командой, создавшей в декабре 1998 года проект Gazeta.ru. Главный редактор издания — Антон Носик. За короткие сроки Lenta.ru стала крупнейшим информационным ресурсом в российском Интернете. В марте 2000 года Lenta.ru была куплена инвестиционным консорциумом «Русские фонды — Orion Capital Advisors» (Internet Holding Company), ранее приобретшим контрольный пакет Интернет-портала Rambler.
24 ноября компания «ТелеРосс», входящая в холдинг «Голден Телеком», который в свою очередь находится под контролем (приблизительно на 57%) американской корпорации GTS, объявила о приобретении петербургских фирм «Невалинк» и «НеваТелеком». До того в состав «ТелеРосса» вошли компании «Совам Телепорт» и «Гласнет».
29 ноября открылся сервер SpyLOG — системы по сбору и анализу интернет-статистики. В течение следующего года SpyLOG станет самым популярным и авторитетным статистическим сервисом в Российском Интернете.
6 декабря открылось первое в российском Интернете медиа-байинговое агентство (агентство, специализирующееся на покупке рекламного места в различных средствах массовой информации, в том числе на телевидении и в печатной прессе) Internet Media House Russia (IMHO). Учредители: Stonton Research, Фонд социальной и некоммерческой рекламы (ФСНР), Студия Артемия Лебедева, Юлия Соловьева, Антон Носик. Председатель совета директоров — Арсен Ревазов. Генеральный директор — Юлия Соловьева. Одной из первых акций агентства стало проведение рекламной компании Интернет-ресурсов на НТВ (совместно с московским представительством Intel) с 17 февраля по 2 апреля 2000 года.
10 декабря выигран первый судебный иск по делу о плагиате из Интернета. На состоявшемся 10 декабря заседании арбитражный суд в Москве признал издательство «Познавательная книга плюс» виновным в плагиате и обязал его к уплате компенсации в 54 000 рублей в пользу пострадавшей стороны — компании Promo.Ru и ее директора Тимофея Бокарева.
Десятилетие 90-ых годов можно смело отнести к наиболее важным для российского сегмента сети. Именно в эти годы был заложен фундамент первых ресурсов, как виртуальных, так и физических, которые в последствии позволили вырасти русскому сегменту до весьма внушительных размеров.