Я устало откинулся на спинку стула. Вокруг меня медленно танцевали пылинки в солнечных лучах. Красиво. Поэтично даже. На моем рабочем столе громоздились стопки книг по истории Руси. «А, что, если книги по истории генерируют пыль в четыре раза больше, чем обычные книги? Ох, не о том думаешь, дружище. Твоя задача – загадочная гибель Ивана Ивановича, царского сына, а не объемы накопления пыли в замкнутом пространстве.»
Я зевнул и опустил взгляд на очередное вместилище знаний, лежащее передо мной. Книга выглядела потрепанной и невзрачной. Я бы даже сказал, что на вид ей было лет пятьсот. Этого, конечно же, не могло быть, ведь я все книги купил всего лишь пару недель назад в книжном за углом. Тем не менее, на обложке красовалась позолоченная надпись: «Все ответы на твои вопросы».
Какие еще ответы? Какие еще вопросы? Не ясно. Может, я случайно схватил что-то из отдела эзотерики? Вполне возможно, с меня станется. Внимательно изучив сей странный фолиант, я, наконец, открыл его. На первой же странице меня встретила знаменитая картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Под ней значилось скромное примечание: «вымышленная иллюстрация, не имеет ничего общего с реальными фактами».
Вот это да! Я был настолько ошарашен этим примечанием, что меня ни капельки не смутило нахождение этой картины на страницах книги с названием, не имеющим ничего общего с обозначенной темой. Я нетерпеливо перелистнул страницу. Заголовок «Смерть Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного» меня самого чуть не убил. Может, это чья-то шутка? Может, это друзья мне подкинули какую-то самоделку? Любопытство подгоняло меня вперед, и я жадно впился глазами в текст.
Как поведал мне этот загадочный фолиант – Иван IV и его сын Иван Молодой довольно часто ссорились на почве политических противоречий. Царь считал, что ни ему, ни царевичу не пристало лично вести войска в бой, а надобно сидеть в столице, поручив «эту холопью работу» воеводам. Царевич же считал отцовскую точку зрения малодушием и даже трусостью. Зачем же нужен такой царь, коли он не полководец? Зачем же нужен такой царь, коли он за спинами боярскими да стенами крепостными прячется?
Благо, ссоры отца и сына каждый раз заканчивались быстрым примирением. Очень любил царь своего сына, души в нем не чаял. Видел в нем надежду и спасение Руси. Злые языки говорили, что Иван Грозный от ревности и ненависти сослал первых двух жен сына в монастырь, а третью и вовсе избил, когда та носила под сердцем будущего наследника престола.
По́стриг первых жен в монахини, в отличие от истязания третьей жены, конечно же, имел место быть. Правда, причины его были не в ревности царя, а в том, что он сам видел, как жены эти в полнолуние ходили в лесную чащу и проводили зловещие обряды, чтобы сжить мужа со свету. Разумеется, сыну Иван IV ничего не сказал, предпочел просто услать девиц подальше. Тогда царь не знал, что именно это решение и приведет его сына к верной погибели.
Те жены все-таки успели наслать на Ивана Молодого страшное проклятье, которое медленно, но верно сжирало дни его жизни. Лишь одно средство могло бы спасти царевича. Лишь одно средство могло бы все изменить к лучшему. Однажды третья жена Ивана Молодого поведала ему о том, что, если кто-то что дурное и богопротивное замышляет против него, то царевичу следует провести три дня и три ночи без еды и воды в церкви. Молиться за свое спасение и за помилование врагов. Тогда все невзгоды обойдут царевича стороной.
Иван Молодой крепко-накрепко запомнил те слова своей жены, потому как верил ей, словно самому себе. В этом ритуале и крылось его спасение, ведь его жена была самой настоящей доброй ведуньей и знахаркой. Только вот не довелось царевичу сделать все, как велено было. О проклятье, насланном на него, он и не догадывался.
Когда царевич скоропостижно скончался от неведомой хвори, по Москве поползли слухи, что это сам Иван Грозный его и убил. Версий было две: отравление и нанесение черепно-мозговой травмы, несовместимой с жизнью. Весь народ на Руси знал крутой нрав царя-батюшки, поэтому никому и в голову не могло прийти, что царь виновен в гибели сына только косвенно. К сожалению, никто так и не узнал, как на самом деле погиб царевич Иван Иванович. До сегодняшнего дня…
Ну и ну! Я с трудом оторвался от чтения, захлопнул книгу. Сказать, что я пребывал в шоке, значит, не сказать ничего. Новые факты и подробности не хотели укладываться в голове. Все прочитанное казалось глупой сказкой, но какой-то уж очень правдоподобной. «Что же это за книга-то такая? Откуда она взялась?» – я задумчиво почесал затылок.
Словно, желая ответить на мои вопросы, книга самостоятельно резко распахнулась. Ярко-красными чернилами там было написано такое, чего я и в страшном сне-то не мог увидеть…