Не секрет, что сегодня Россия стремительно теряет позиции на Дальнем Востоке. По некоторым прогнозам, население Дальнего Востока России к 2050 году может сократиться почти на 40 процентов и составит менее 4 миллионов человек. При этом Дальний Восток занимает 41,1 % территории нашей страны.
Конечно, принимаются меры по сохранению населения, создана игорная зона, свободная экономическая зона, ДВ гектар (который в состоянии оформить только самые целеустремленные и стрессоустойчивые), льготная дальневосточная ипотека. Но данные меры доступны только ограниченному числу жителей, поэтому существенно не влияют на жизнь региона.
Тем временем, соседний миллиардный Китай набирается сил и уже оказывает экономическое влияние на ближайшие к нему российские территории. Все мы помним, как ДВ оказался без овощей и фруктов в 2020 году из-за срыва поставок из КНР, в следствие пандемии COVID-19. Стоит отметить, что простые китайцы считают ДВ исторически своей территорией, которую Россия захватила насильно.
Сегодня нет понимания, что развитие указанных территорий нужно не только ради людей живущих там, оно нужно для дальнейшего развития страны. ДВ это не только природные ресурсы, это окно в Азиатско-Тихоокеанский регион.
У россиян, живущих в западной части страны, возникает недоумение: почему они (жители дальневосточного региона) ещё оттуда не переехали. «Ты же вроде бы нормальный парень, почему ты не хочешь переехать?» С таким вопросом сталкивался каждый дальневосточник, посетивший Москву или СПБ.
У жителей Дальнего Востока возникает похожий вопрос: «Что я тут делаю, если это никому не надо? Может уже пора уезжать? Государство нет дела до этих территорий». Многие конечно удивятся, но и жители Курильских островов в большинстве своем не хотят быть частью развитой Японии. Хотя их мнение в данном вопросе мало кого волнует.
Конечно, ДВ держится исключительно на любви к региону и патриотизме местных жителей.
Очевидно, чтобы исправить ситуацию, необходимо заставить работать экономику Дальнего Востока и более интенсивно развивать транспортную инфраструктуру и газификацию региона.
При этом не стоит ждать окупаемость таких вложений в ближайшие годы. Все мы знаем, что никто не рассчитывал на быструю окупаемость транссибирской магистрали при её строительстве в царский период. Но без указанных вложений, развитие региона было бы не возможно.
Сегодня у инвесторов отсутствует какая-либо мотивация инвестировать в отдалённый регион с низкой плотностью населения.
Местные предприниматели находятся в заведомо неравных условиях, так как любой товар, произведённый на данной территории, будет дороже, чем товар, произведенный в западной части РФ.
Необходимо учесть особенности:
1. основной рынок находится именно в западной части страны и необходимо нести расходы на логистику.
2. относительно дорогой ФОТ и энергоресурсы.
Жители региона также несут расходы больше, чем россияне в западной части страны. Это расходы на продукты, коммунальные и транспортные расходы на перемещение внутри страны. При этом, к примеру, жители Камчатки платят равнозначные налоги, как и жители западной части страны, но проживают в более тяжелых условиях. Таким образом, сформировано и существует экономическое неравенство. Налоговая нагрузка приходящаяся на жителей ДВ на мой взгляд несправедлива.
Ранее, в период СССР, эффективно действовали ДВ надбавки к заработной плате, сегодня заработная плата просто подгоняется к расценкам и фактически инструмент изжил себя.
Поэтому необходимо принять меры эффективного развития ДВ с помощью налоговых преференций и устранения экономического неравенства, а именно:
- Налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) необходимо установив в размере 11 %, уменьшив федеральную часть, а для отдаленных территорий (Чукотка, Магадан, Камчатка), людей пред пенсионного возраста и семей с детьми более двух - вовсе исключить. Это позволит сократить издержки при формировании конечной стоимости продукта предпринимателям и повысит привлекательность указанных групп населения при устройстве на работу.
- страховые взносы за работников необходимо уменьшить до десяти или пятнадцати процентов для всех видов предпринимательской деятельности. Таким образом зарплатные обязательные платежи будут уменьшены с 43% до 24%.
- не облагать налогом на прибыль (20%) компании, чья оборотка не достигает 150 млн, а также компаний, работающих в сфере сельского хозяйства, производства пищевой продукции, медицины, образования независимо от суммы оборотных средств. При этом налог НДС (20%) не следует подвергать корректировке. Данная мера поможет улучшить качество жизни населения, создать новые рабочие места и сделать продукты питания более доступными в регионе.
- уменьшить УСН (доходы до 3% и доходы, уменьшенные на величину расходов до 7% вместо 15%) для организаций в сфере образования, спорта, туризма, инновационных технологий, на бессрочной основе.
- исключить налог на имущество для организаций, работающих в сфере медицины, сельского хозяйства.
- исключить возможность вывоза с территории ДВ круглого леса. Что позволит прекратить варварский вывоз российского леса, а так же создать предприятия по обработке древесины.
Все эти меры простимулируют инвесторов открывать предприятия на территории Дальнего Востока. Создание рабочих мест поможет прекратить естественный отток населения путем формирования деловой активности, а в перспективе привлечь людей с других регионов ищущих работу.
Конечно, при этом придётся компенсировать из федерального бюджета не дополученные доходы региональным властям. Но тут необходимо отметить следующее:
- что на Дальнем Востоке проживает всего 5,6 % населения нашей страны или чуть более 8,2 млн. человек. По факту это не такие огромные финансовые затраты в масштабах страны.
- Дальний Восток даёт бюджету России намного больше, чем указанные расходы. Так как именно здесь добывается алмазы, золото, лес, олово, морепродукты, и прочее.
По вопросу контроля стоит отметить, что сегодня банки и налоговый орган имеет механизмы контроля налогоплательщика. Поэтому не стоит ожидать, что компании в России будут находиться на ДВ только документально, для ухода от налогов. Банки и ФНС уже сегодня проверяют фактическую деятельность компании, поэтому ничего не мешает проверить, где фактически расположено производство той или иной организации и куда фактически поступают денежные средства работникам, имеющим ИНН другого региона.
Во времена СССР был сформирован принцип, из которого следовало, что работать на Дальнем Востоке ВЫГОДНО. Сегодня этот принцип не работает, на Дальнем Востоке стало работать абсолютно не выгодно. Необходимо сформировать новый принцип, по которому на Дальнем Востоке должно быть выгодно вести бизнес. Я убежден, что только деловая активность способна остановить отток населения.
Если Россия уже сегодня не начнет работу по сохранение человеческого капитала на Дальнем Востоке, то в ближайшем будущем создавать деловую активность в регионе будет просто некому. Поэтому даже из экономической целесообразности развивать регион необходимо.