Найти тему
Зануда

О моём испанском гражданском проекте

В этом году я участвовала в координировании с Антонио Лафуенте проекта "Гражданские научные руководства", который является частью проекта "Учебное приключение". Этот текст, которым я делюсь ниже, является презентацией проекта, в котором приняли участие 14 авторов и который материализовался в 9 руководствах с открытым доступом, предназначенных для мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 15 лет и их учителей, но который, несомненно, может быть полезен и для многих других людей и групп.

  • Восстановим мир. Хуан Гутьеррес
  • Возвратимся к городской мобильности. Вера Руффато, Мариана Фальконе, Ксе Рамиль и Джанни Рондинелла
  • Восстановим леса. Фонд Нурии Алонсо Леаля и Энтретантоса
  • Восстановим рыбный промысел. Дуарте Видаль и Хуан Фрейре
  • Восстановим пейзаж. Иисус Фернандес 
  • Восстановим инфраструктуры. Альберто Корсин Хименес
  • Возвратимся на побережье. Мануэль Боробио Санчес и Франсиско Кастильо Родригес
  • Возвратимся в Квартал. Пабло Санчес Леон
  • Восстановим воздух. Нереа Кальвильо


Путеводители LADA. Гражданская наука и общее благо


Гражданская наука стала новым способом популяризации научной культуры среди граждан.

Правительства, учреждения и профессиональные ассоциации продолжают поддерживать инициативы, которые все больше воспринимаются исследователями и признаются гражданами. Все согласны с тем, что наука - это тоже культура. Однако гражданская наука в целом не включает в себя знания или опыт тех, кто в ней участвует. Фактически, большинство проектов задумано в академических кругах, а затем открыто для альтруистического вклада добровольцев. Гражданская наука, таким образом, может быть очень актуальной для знаний о биоразнообразии, миграции птиц или о форме галактик, но она очень поверхностно влияет на жизнь тех, кто участвует в ней.

Действительно, участникам предоставляется возможность приблизиться к лабораториям, встретиться с некоторыми экспертами и, возможно, почувствовать солидарность и приверженность мировым проблемам. Некоторые из них пользуются этой возможностью, чтобы присоединиться к ассоциациям, целью которых является развлечение во время обучения, что хорошо известно тем, кто является частью многих групп в астрономии, орнитологии или популярной микологии. Речь идет о формах старого/нового общения, которые в настоящее время переживают определенный ренессанс вокруг пространства создателей, экологических групп, затронутых сообществ, энтузиастов новых медиа, активистов альтернативной пищи, любителей животных или коллективов биохакеров.

Любители, активисты и хакеры представляют три уникальных подхода к науке. Сегодня никто не оспаривает свою роль в построении нового социального договора для науки. И хотя они являются частью уважаемого и ценимого феномена, истина заключается в том, что они являются лишь еще одним вариантом из нескольких, которые благоприятствуют подходу людей к науке.

Наш проект не удовлетворен ни привлечением граждан к культуре науки, ни их мобилизацией в поддержку какой-то природоохранной, реставрационной или нормативной перспективы. Мы хотим поддержать движения, которые претендуют на общее достояние как на часть унаследованного наследия, которое должно быть передано нашим детям. И из множества существующих активов мы будем уделять полное внимание тем, кто имеет наибольшую научную и/или технологическую коннотацию. Мы имеем в виду такие актуальные вопросы, как воздух, вода, климат, реки, небо, почва, свет, лес, разум, кодекс, закон, соседство или мир.

Как граждане мы чувствуем, что эти конституционные ценности нашей общей жизни, как в историческом, так и в политическом и/или биологическом плане, попадают в частные руки, которые должны контролироваться и регулироваться. Мы имеем право на воздух, пригодный для дыхания, питьевую воду, ухоженные леса, плодородную почву, мелкий рыбный промысел, открытый кодекс, прозрачный закон, живой город и суверенный орган. Но наличие права подразумевает под собой нечто большее, чем просто протест или требование от ответственных лиц, чтобы они регулировали (неправильное) использование общего достояния. Чтобы иметь права, вы должны иметь возможность претендовать на них, что подразумевает лучшее знание их и, если мы можем, любовь к ним.


Знать их - нелегкая задача, потому что речь идет о товарах, относящихся к нескольким областям знаний, а не к одной группе специалистов. Речь идет о вопросах, которые пересекаются многими эпистемическими знаниями или культурами и понимание которых требует междисциплинарности. Но мы также хотим включить в проекты недисциплинарную практику, т.е. практику, которую вносят в проекты субъекты, знания которых основаны на опыте и которая, как правило, не кодифицирована и не сертифицирована. Поэтому интересующие нас темы требуют участия экспертов и любителей, и по своей природе они требуют пористых границ между формальными и неформальными знаниями или между академической и мирской практикой. Мы стремимся к тому, чтобы сделать жизнеспособным диалог, основанный на знаниях, который не удалось наладить институтам и который, по нашему мнению, носит срочный характер.