В прошлой части я описала проблему, создавшуюся в секторе кустарного рыболовства, сейчас я последовательно постараюсь донести свою мысль.
Как создать условия для инициирования изменений?
Давайте же теперь искать решения поднятых проблем, что значит разработку новых моделей сотрудничества, которые позволят нам совместно работать в интересах устойчивого рыболовства как в отношении ресурсов, так и в отношении рыбаков. Однако, во-первых, мы должны создать новый контекст, который будет способствовать сотрудничеству, которое, на мой взгляд, предполагает два существенных, но недостаточных изменения в политике в области рыболовства.
1) Субсидии должны быть сокращены до тех пор, пока они не будут отменены (реальная устойчивость сектора рыболовства зависит от его рентабельности и экономической независимости). Этот переход может быть долгим и мучительным, и "разумное" использование субсидий на переходном этапе имеет важное значение: они должны быть действительно направлены на приведение усилий в соответствие с реальным состоянием запасов (что в большинстве случаев предполагает сокращение усилий) и они должны помогать создавать в секторе рыболовства культуру рентабельности и экономической и экологической устойчивости. В реальности было бы желательно, чтобы они, по крайней мере, не являлись деформирующим фактором, и чтобы они не усугубляли проблему.
2) Разработать правовые механизмы эффективного ограничения доступа и реализации прав собственности и/или пользования. Я не буду углубляться в этот вопрос, но считаю, что существует достаточно свидетельств всех видов, чтобы показать, что в случае прибрежного рыболовства с ограниченными ресурсами подвижности и эксплуатации кустарными флотами эта цель эффективно достигается за счет территориальных прав, закрепленных за сообществами пользователей (ТУРФ). Напротив, в случае океанического рыболовства с подвижными ресурсами и промышленными флотами оптимальным решением представляется создание систем индивидуальных передаваемых квот (ITQ). Это два диаметрально противоположных решения, которые кажутся идеологически противоположными, но с технической точки зрения оптимальными для двух совершенно разных социально-экономических и экологических реальностей.
Модели сотрудничества между учеными и рыбаками
После изменения вышеуказанных условий или начала процесса изменения, модели и сотрудничество должны иметь несколько основных характеристик:
1) Ученые и рыбаки должны находиться на одном уровне в их взаимном диалоге для достижения понимания потребностей обеих групп (каковы реальные проблемы рыболовства и потребности биологов для выполнения своей работы) и потенциальных решений.
2) Среднесрочное и долгосрочное видение. Сотрудничество должно быть стабильным, должно быть результатом стратегического планирования, осуществляемого рыбацкими организациями на основе процесса внутреннего анализа и обсуждения, в ходе которого определяются цели и планы работы.
В этом контексте партнерства должны охватывать три ключевых аспекта в целях устойчивого управления ресурсами:
Регулярный мониторинг ресурсов и рыболовства с целью создания базы информации и знаний. Здесь ученые должны поддерживать разработку методов мониторинга и участвовать в анализе информации, однако усилия по сбору данных должны в значительной степени ложиться на самих рыбаков. В этом смысле очень интересным вариантом является вариант "босого эколога", представленный Джереми Принсом. Эти босые экологи будут членами рыбацких общин, которые, обладая базовыми знаниями и простыми инструментами, могут проводить мониторинг и оценку ресурсов. Ученые должны обучать этих "босых экологов" и предоставлять им постоянные консультации.
Изучение новых возможностей для улучшения сектора: новые эксплуатационные ресурсы, изменения в системах управления, внедрение сельскохозяйственных культур и т.д.
Решение конкретных проблем и предвидение кризисов в будущем. Наличие инфраструктуры, основанной на сотрудничестве и знаниях, будет иметь существенное значение для более эффективного достижения этих целей, чем это происходит в настоящее время.
Мы должны спросить себя, каким образом организации могут обеспечить себе научную поддержку, в которой они нуждаются, и добиться ее стабильного получения, принимая во внимание их финансовые ограничения и ограничения, с которыми сталкивается сама администрация (в дополнение к огромному недоверию, существующему между рыбаками и администрацией, которое затрудняет и, безусловно, мешает проведению действительно совместной работы). В этом контексте рыбацким организациям следует отыскивать на рынке (частный сектор, университеты) необходимый им научный опыт (не больше и не меньше), сочетая этот "научный аутсорсинг" с надлежащим образом подготовленными "штатными" специалистами ("босоногими экологами").
Наша группа, несмотря на то, что условия явно не идеальны, старается развивать свою работу в рамках этой стратегии сотрудничества. Для этого мы выделяем несколько контекстов, с помощью которых можно разработать эту модель (например: конкретные ресурсы, управляемые с помощью территориальных систем, группы, которые поняли, что их проблемы заключаются в чрезмерной эксплуатации ресурсов, а не в "дефиците" субсидий). Как только мы будем иметь соответствующие условия, мы постараемся выполнить две роли:
- 1) посредника в проектах развития, осуществляемых самими организациями,
- 2) технического советника по оценке ресурсов и предложению решений в ситуациях чрезмерной эксплуатации или ухудшения здоровья прибрежных экосистем.