В мае 1942-го года судьба Харькова висела на волоске: либо советским частям удается выбить немцев из города, рассечь группу армию “Юг”, либо Харьков остается немецким плацдармом для удара на южном направлении. И вопреки всеобщему мнению, нельзя сказать, что Харьковская операция была изначально провальной и все было решено.
Как пишет начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта Гальдер: 14 мая положение 6-й армии становится тяжелым, при том, что уничтожено 50 русских танков, положение постепенно приближается к критическому. Русские увеличивают нажим. Кром того, Гальдер замечает, что русские обладают крупными силами авиации. Немцы сами решают применить свои скопления авиации против воздушных и наземных сил РККА. В итоге, советским войскам за одну неделю удалось прорвать немецкий фронт, и отбросить противника на 60 км к Харькову, удалось прижать силы 6-й полевой армии к Харькову.
Однако, немцы тем временем готовили мощный контрудар, в который втягивались танковые дивизии из состава 1-й танковой армии вермахта. Тем самым, уже 19 мая Гальдер пишет, что битва за Харьков складывается в их сторону, благодаря удачному наступлению Клейста, однако исход боя еще не решен, и итог можно будет подводить лишь 20 мая. В итоге, немцам все равно удается склонить бой в свою сторону, несмотря на отчаянные контратаки двух окруженных советских танковых корпус.
Впрочем, битва несколько важных моментов для вермахта. Прежде всего, даже сконцентрировав силы, они могли выставить на поле боя достаточно ограниченный контингент войск. Прежде всего это касалось танковых войск, которых у немцев на всю группы армий “Юг” было около 500 единиц танков и САУ. Из них под Харьковом они потеряли 108 уничтоженных танков и САУ, поэтому битва под Харьковом не только ослабила советские части, но и заставила немцев скорректировать сроки операции “Блау”, однако конечно вреда РККА этот неудачный удар принес значительно больше.
Кроме того, проанализировав применение советских танков Т-34, Гитлер потребовал увеличить производство длинноствольных орудий калибром в 50-мм и 75-мм, при этом были и идеи устанавливать их на танки Т-3, а не только на Т-4. Собственно, для немцев победа не стала моментом когда они зазнались окончательно, тагким “головокружением от успехов станет операция “Блау”, когда Гитлер разделить ударную группировку на две части.