Найти в Дзене
Brad Pitt

Научная фантастика и антиутопия: какая тут связь?

Будущее в научной фантастике часто представлено в антиутопической обстановке. Конечно, такие фильмы, как "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "Гаттака" Эндрю Никкола и "дитя человеческое" Альфонсо Куарона, следуют этой схеме. Но почему же?

Антиутопия-это воображаемый мир, сознательно воспринимаемый как худший, чем наш собственный; утопический мир, воспринимаемый как лучший.

Наглядный пример тому-шесть фильмов Джорджа Лукаса "Звездные войны", действие каждого из которых происходит давным-давно в далекой-далекой галактике. Эта галактика, по существу, не лучше и не хуже нашей, но определенно отличается (в космосе люди, кажется, могут услышать ваш крик).

Ридли Скотт снял еще два научно-фантастических фильма, помимо "Бегущего по лезвию": Чужой и Прометей, ни один из которых не является истинно антиутопическим или утопическим. Их мир, по сути, является логическим продолжением нашего собственного, хотя и с более развитыми технологиями и-главное отличие-с пугающе враждебными инопланетными видами.

По правде говоря, основная масса научно-фантастического кино на самом деле происходит в мире, идентичном нашему собственному, за исключением наличия какого-то отличительного вымышленного изобретения и его часто эксцентричного или эмоционально замученного изобретателя.

Заметные примеры включают в себя различные экранизации:

  • "Франкенштейн" Мэри Шелли
  • Герберт Уэллс "Машина времени"
  • Даже’ Назад в будущее " Роберта Земекиса и его сиквелы очень хорошо вписываются в эту картину.

Научно-фантастическое кино иногда может быть положительно утопическим. Самый известный британский научно-фантастический фильм 1930-х годов, "Облик грядущего" Уильяма Камерона Мензиса, был утопией, по крайней мере, в ее окончательном разрешении.

-2

Более современные примеры утопической научной фантастики явно включают в себя 11 фильмов "Звездного пути". Мир "Звездного пути" - Объединенная федерация планет, Звездный флот, даже сам американский корабль "Энтерпрайз" - бесспорно, утопия. Он установлен в то время, когда технологические инновации эффективно решают практические проблемы, ставящие человечество в тупик.

Люди путешествуют по галактике на звездолетах, их пища и питье доставляются репликаторами, их фантазии разыгрываются и исполняются в голодеках. Их коллективная социальная жизнь кажется столь же беспроблемной.

На Земле были ликвидированы нищета, неравенство и социальные конфликты, так что оба пола, все расы и различные сексуальные отношения стали равными. В более широкой Вселенной человечество живет в мире с соседними инопланетными видами в Федерации.

То, что относится к научно-фантастическому кино, относится и к научно-фантастической литературе. Научно-фантастические романы, пьесы и рассказы вполне могут быть утопическими, например:

  • Эдвард Беллами "Взгляд Назад"
  • Урсула К. Ле Гуин "Обездоленные"
  • "Тихоокеанский край" Кима Стэнли Робинсона

Они, возможно, чаще были антиутопичны, например:

  • Карел Чапек "R.U.R."
  • Евгений Замятин "Мы"
  • "Дивный новый мир" Олдоса Хаксли
  • Джордж Оруэлл "1984"
  • Рэй Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
  • "Рассказ служанки" Маргарет Этвуд

Но чаще всего они не были ни теми, ни другими. Ни один из 54 романов Жюля Верна, опубликованных при его жизни, не был утопией или безысходностью. Из восьми романов в романе Виктора Голланча "Научные романы Уэллса" (The Scientific Romances of H.G. Wells), только в "Днях кометы" (Days of the Comet) и "Люди как боги" (Men Like Gods) были утопиями. Первый из них - одновременно утопия и дистопия - был исключен из коллекции "Семь научно-фантастических романов", опубликованной в США.

Тем не менее, несмотря на все эти тщательные уточнения и поправки, остается верным, что большая часть научной фантастики - и часто самые интересные примеры, как в литературе, так и в кино - действительно антиутопичны. Для этого, без сомнения, есть много причин. Но самое главное заключается в том, что утопия в своей основе скучна, поскольку ничего особенного не может произойти там, где нет ничего плохого.

-3
Писатели-утописты и кинорежиссеры придумали целый ряд приспособлений, призванных обойти эту скуку, в том числе:
  • сексуальный роман в утопии ("новости из ниоткуда" Уильяма Морриса и "оглядываясь назад" Беллами оба приняли этот прием, который был подхвачен подавляющим большинством последующих утопий)
  • далекий взгляд на утопию с ее краев (как в культурных романах Бэнкса, так и в фильмах "Звездный путь" действие обычно происходит на краю утопии)
  • внешняя угроза утопии (опять же, характерная как для культурных романов, так и для фильмов "Звездного пути").

Но само упорство этих утопических стратегий по отказу от скуки говорит о том, насколько мощной проблемой она может быть на самом деле.

Напротив, антиутопии редко обвиняются в скуке, поскольку их запас в торговле человеческим зверством остается странно пленительным для наших обычных пост-лапсарских чувств. Тем не менее это слишком отрицательное заключение, поскольку антиутопия также часто имеет заведомо положительную функцию.

Антиутопия входит и выходит из моды, но она почти наверняка была наиболее влиятельной в Европе в первой половине XX века – то есть в то время и в том месте, где были две ужасные войны, Великая депрессия, сталинизм и фашизм. Короче говоря, время и место, от которых нужно предостеречься.

Если антиутопия снова вошла в моду в кино и литературе, то это почти наверняка потому, что и нам теперь есть от чего предостеречься.