Братья Карамазовы. СССР, 1969. Режиссер и сценарист Иван Пырьев (завершали фильм М. Ульянов и К. Лавров) (по одноименному роману Ф. Достоевского). Актеры: Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин, Павел Павленко, Андрей Абрикосов, Геннадий Юхтин, Анатолий Адоскин, Рада Волшанинова, Тамара Носова, Никита Подгорный и др. 29,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Будучи удачливым, официально признанным комедиографом, Иван Пырьев (1901-1968), начиная со второй половины 1950-х сделал основную ставку на классические романы Федора Достоевского. После попытки киноверсии "Идиота" он в самом конце своего творческого пути поставил "Братьев Карамазовых". Со свойственным ему темпераментом Пырьев экранизировал этот роман эмоционально и ярко.
Режиссер и киновед Александр Мачерет (1896-1979) писал, что по поводу этого фильма Пырьева он не раз слышал "неверные обвинения: "крикливо", "оглушительно шумно", "суетливо", "по-театральному многоречиво"... Верно ли это? Не думаю. Более того, убежден в обратном - в том, что личные творческие особенности Пырьева, свойства его художественной одаренности нашли в экранизации великого романа Достоевского наиболее благоприятную, родственную им основу для своего наивысшего проявления. ...Едва ли возможно перенести на экран роман "Братья Карамазовы" во всей его полноте. Утраты множественны, хоть и неизбежны" (Мачерет, 1969: 150-151). Мачерет А. Последний фильм Ивана Пырьева // Экран 1968-1969. М.,1969. С. 150-151/. Не успев завершить съемки фильма до конца, Иван Пырьев скончался. Исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров завершили итоговое произведение режиссера, постаравшись в максимальной степени сохранить его стиль открытой страсти.
Киновед Ростислав Юренев (1912-2002), на мой взгляд, вполне обоснованно считал «Братьев Карамазовых» главным художественным достижением И. Пырьева, который «дерзко пожертвовал многими линиями, многими идеями романа, сосредоточившись на задаче воплощения его основных характеров. И здесь проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей совершенно не схожих между собой актеров» (Юренев, 1978: 142). Юренев Р. Неукротимость (К 75-летию И. Пырьева) // Экран 1976-1977. М.: Искусство, 1978. С.136-142.
Примерно также оценивал последний фильм Ивана Пырьева и кинокритик Александр Караганов (1915-2007), считая, что в «Братьях Карамазовых» «нет художественной разноголосицы. Он отмечен цельностью, последовательностью драматургии и режиссерских решений. В есть стиль. Пырьевский стиль» (Караганов, 1969: 14). Караганов А. «Братья Карамазовы» // Спутник кинозрителя. 1969. № 1. С. 12-15.
Итак, это были мнения кинокритиков.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020