Найти тему
НУАР-NOIR

Главный герой нуара – кто он?

Почему в мрачных криминальных драмах основной персонаж далеко не красавец?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Что касается весьма неоднозначного, но все-таки положительного главного героя – то он немолод, не обладает ни красотой, ни манерами. Символом этого персонажа стал Хамфри Богарт. Являясь частным детективом, такой герой сам может стать жертвой, подвергаясь суровейшим испытаниям буквально накануне более-менее счастливой развязки.

Кадр из фильма "Глубокий сон" (1947)
Кадр из фильма "Глубокий сон" (1947)

Он склонен к самопожертвованию, и эта жертвенность граничит с мазохизмом. Герой а-ля Хамфри Богарт окунается с головой в чужие проблемы, рискует жизнью и все это отнюдь не ради денег, и даже не ради торжества справедливости, а по большому счету из-за болезненного любопытства. Подчас такой герой является вызывающе безучастным, не решаясь выбрать сторону, и балансируя между преступлением и законностью. Таков, например, Майк Охара в исполнении Орсона Уэллса в «Леди из Шанхая». Подобные герои мало похожи на «суперменов» и «красавцев» из классических приключенческих фильмов.

Кадр из фильма "Конфликт"  (1945)
Кадр из фильма "Конфликт" (1945)

Создатели нуаровских фильмов эстетизировали насилие как такое, тем самым реабилитировав эту сомнительную тему. Ранее она была ограничена установками на демонстрацию «справедливой борьбы», что нашло отражение в многочисленных приключенческих фильмах. В нуаре избиения и хладнокровные убийства совершаются со спортивным интересом, с позволения сказать, с любовью к искусству.

Кадр из фильма "Покатайся на розовой лошадке" (1947)
Кадр из фильма "Покатайся на розовой лошадке" (1947)

Головорезы запинывают до полусмерти свою жертву, мутузя его тело как футбольный мяч, после чего окровавленное тело выбрасывают либо на проезд («Покатайся на розовой лошадке» Роберта Монтгомери) либо оставляют в глухом переулке, на заднем дворе («Подстава») либо же выбрасывают в мусор («Я всегда одинок» Байрона Хэскина). Если же совершается убийство, это делается хладнокровно, расчетливо. Убийца – профессионал-наемник, исполняющий заказ «без гнева и ненависти».

Кадр из фильма "Убийцы" (1946)
Кадр из фильма "Убийцы" (1946)

В качестве примера можно привести первую сцену из «Убийц» Роберта Сьодмака, когда действие происходит в придорожной закусочной. Это воистину легендарные кадры – двое киллеров, ищущие свою жертву, спокойно и черство рассуждают об этом в присутствии до смерти перепуганных провинциалов, которым не посчастливилось оказаться в заведении. Шокированные и ужаснувшиеся добропорядочные американцы узрели новую породу людей. Убийца перестал быть стандартным злодеем.

Кадр из фильма "Оружие для найма" (1941)
Кадр из фильма "Оружие для найма" (1941)

Это может быть скромный и даже смущенный малый, как герой Алана Лэдда в «Оружии для найма», или форменная скотина, чем прославился Уильям Бендикс («Стеклянный ключ», «Синий георгин», «Темный угол») или же проницательный и рассудительный организатор злодеяний (Эверетт Слоун в качестве предводителя корпорации убийств в «Насаждающем закон»). Убийцы могут быть и вовсе скособоченными, толстыми, обильно потеющими. Над ними потешаются вышедшие из-под контроля их криминальные приятели. В этом амплуа преуспели Лейрд Крегар («Оружие для найма») и Рэймонд Бёрр («Красный свет», «Грязная сделка»).

Кадр из фильма "Насаждающие закон"  (1951)
Кадр из фильма "Насаждающие закон" (1951)

Что касается технологии убийства, то нуар довел этот вид преступлений до уровня черной церемонии, жестокого обряда. Случайных свидетелей сбрасывают в шахту лифта, что пугающе показано в «Высокой стене» Кёртиса Бернхардта. Не в меру разговорчивый свидетель стоял на табурете во время починки лифтового механизма, убийца выбил ножку ручкой от зонта – лифтер разбивается. В «Насаждающем закон» убийца может зверски орудовать бритвой, в «Красном свете» неугодных давят автомобилем. В «Поцелуе смерти» Генри Хэтэуэя есть и вовсе шокирующая сцена – парализованную пожилую женщину в отместку привязывают электрическим шнуром к инвалидному креслу и сталкивают с крутой лестницы, даба она сломала себе шею.

Кадр из фильма "Часы отчаяния" (1955)
Кадр из фильма "Часы отчаяния" (1955)

В фильме «Люди-Т» (Энтони Манн) полицейского осведомителя запирают в сауне, открыв на полную мощь паровой клапан; а ещё до отечественных «Воров в законе» были пытки раскаленным утюгом («Грубая сила»), переезды трактором и утопление в грязной жиже («Случай на границе» Энтони Манна). Одним словом, нуар демонстрирует беспримерную жесткость и небывалый диапазон способов насилия.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц