Почему в мрачных криминальных драмах основной персонаж далеко не красавец?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Что касается весьма неоднозначного, но все-таки положительного главного героя – то он немолод, не обладает ни красотой, ни манерами. Символом этого персонажа стал Хамфри Богарт. Являясь частным детективом, такой герой сам может стать жертвой, подвергаясь суровейшим испытаниям буквально накануне более-менее счастливой развязки.
Он склонен к самопожертвованию, и эта жертвенность граничит с мазохизмом. Герой а-ля Хамфри Богарт окунается с головой в чужие проблемы, рискует жизнью и все это отнюдь не ради денег, и даже не ради торжества справедливости, а по большому счету из-за болезненного любопытства. Подчас такой герой является вызывающе безучастным, не решаясь выбрать сторону, и балансируя между преступлением и законностью. Таков, например, Майк Охара в исполнении Орсона Уэллса в «Леди из Шанхая». Подобные герои мало похожи на «суперменов» и «красавцев» из классических приключенческих фильмов.
Создатели нуаровских фильмов эстетизировали насилие как такое, тем самым реабилитировав эту сомнительную тему. Ранее она была ограничена установками на демонстрацию «справедливой борьбы», что нашло отражение в многочисленных приключенческих фильмах. В нуаре избиения и хладнокровные убийства совершаются со спортивным интересом, с позволения сказать, с любовью к искусству.
Головорезы запинывают до полусмерти свою жертву, мутузя его тело как футбольный мяч, после чего окровавленное тело выбрасывают либо на проезд («Покатайся на розовой лошадке» Роберта Монтгомери) либо оставляют в глухом переулке, на заднем дворе («Подстава») либо же выбрасывают в мусор («Я всегда одинок» Байрона Хэскина). Если же совершается убийство, это делается хладнокровно, расчетливо. Убийца – профессионал-наемник, исполняющий заказ «без гнева и ненависти».
В качестве примера можно привести первую сцену из «Убийц» Роберта Сьодмака, когда действие происходит в придорожной закусочной. Это воистину легендарные кадры – двое киллеров, ищущие свою жертву, спокойно и черство рассуждают об этом в присутствии до смерти перепуганных провинциалов, которым не посчастливилось оказаться в заведении. Шокированные и ужаснувшиеся добропорядочные американцы узрели новую породу людей. Убийца перестал быть стандартным злодеем.
Это может быть скромный и даже смущенный малый, как герой Алана Лэдда в «Оружии для найма», или форменная скотина, чем прославился Уильям Бендикс («Стеклянный ключ», «Синий георгин», «Темный угол») или же проницательный и рассудительный организатор злодеяний (Эверетт Слоун в качестве предводителя корпорации убийств в «Насаждающем закон»). Убийцы могут быть и вовсе скособоченными, толстыми, обильно потеющими. Над ними потешаются вышедшие из-под контроля их криминальные приятели. В этом амплуа преуспели Лейрд Крегар («Оружие для найма») и Рэймонд Бёрр («Красный свет», «Грязная сделка»).
Что касается технологии убийства, то нуар довел этот вид преступлений до уровня черной церемонии, жестокого обряда. Случайных свидетелей сбрасывают в шахту лифта, что пугающе показано в «Высокой стене» Кёртиса Бернхардта. Не в меру разговорчивый свидетель стоял на табурете во время починки лифтового механизма, убийца выбил ножку ручкой от зонта – лифтер разбивается. В «Насаждающем закон» убийца может зверски орудовать бритвой, в «Красном свете» неугодных давят автомобилем. В «Поцелуе смерти» Генри Хэтэуэя есть и вовсе шокирующая сцена – парализованную пожилую женщину в отместку привязывают электрическим шнуром к инвалидному креслу и сталкивают с крутой лестницы, даба она сломала себе шею.
В фильме «Люди-Т» (Энтони Манн) полицейского осведомителя запирают в сауне, открыв на полную мощь паровой клапан; а ещё до отечественных «Воров в законе» были пытки раскаленным утюгом («Грубая сила»), переезды трактором и утопление в грязной жиже («Случай на границе» Энтони Манна). Одним словом, нуар демонстрирует беспримерную жесткость и небывалый диапазон способов насилия.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»