Найти тему
Sales Academy

4 стратегии бизнес апокалипсиса.

Оглавление

кризис...
кризис...

Каждый владелец бизнеса прямо сейчас стоит перед стратегической развилкой – какой сценарий действий выбрать?

Не будем скрывать, ситуация сложная, минимум месяц - полтора, а то и два многие компании не будут работать, а большинство работающих уже сейчас сталкиваются с серьезным уменьшением количества заказов. С высокой степенью вероятности режим самоизоляции будут упрощать с июня в силу экономических обстоятельств. Вышедшие из карантина бизнесы, очевидно, столкнутся с новой экономической реальностью – падение спроса, изменение потребительских предпочтений. Но вопрос – кто сможет выйти из этого состояния, какие бизнесы выживут? И выживут ли…

Посему, в этот переходный период владельцы компаний должны оперативно принять стратегическое решение – по какому сценарию выживания идти. Я вижу 4 варианта развития событий.

Сценарий #1.  Закрыть свой бизнес.

Этот вариант может служить для многих предпринимателей облегчением. Каждый второй владелец бизнеса до кризиса уже настолько морально устал от своего далеко не самого прибыльного проекта, что в такой кризисный момент эмоционально легче принять решение о закрытии компании.

Нет ощущения, что ты лузер и неудачник. Сейчас все «неудачники».

🔹 Когда вы принимаете решение о закрытии бизнеса, вы хотите максимально вытащить дебиторку и реализовать активы. Парадокс в том, что многим вашим клиентам придется продолжать поставки. Если ваш текущий клиент поймет, что вы закрываетесь, долги он вам не вернет. Или вернет, но через огромное количество времени и усилий. Соответственно, в клиентских отношениях вам придется выстраивать некоторую видимость, некий фасад, что все хорошо, тогда вам будут давать следующие заказы, вы будете делать отгрузки. А когда у вас останется уже 10-15% дебиторки, на нее то вы и махнете рукой.

🔹Параллельно с возвратом долгов и распродажей, вы начинаете увольнения с соответствующими выплатами, чтобы ваши сотрудники максимально безболезненно ушли. Но на период действия «видимости жизни» вам придется оставить несколько человек для обеспечения текущих процессов. С ними придется отдельно договориться о компенсациях – уж они точно будут знать, что происходит. Не забывайте, что окончание бизнеса не означает окончание жизни и вашей деловой репутации.

Возможно, после кризиса вы вновь откроете новый проект и ваше сегодняшнее поведение может «аукнуться» в будущем.

Сценарий #2. Закрыть прямо сейчас, чтобы открыть заново.
Более оптимистичный сценарии развития событий в кризис – консервация бизнеса. Для многих отраслей сегодня это происходит «де факто.» Рестораны не работают, салоны красоты, фитнес клубы, непродовольственный ритейл. Какие же действия нужно предпринять, чтобы уйти в режим консервации? Рассмотрим ниже.

🔺Первое, самое очевидное - вы минимизируете или сводите до нуля текущие платежи, замораживаете деятельность своего проекта, дожидаясь, когда люди выйдут из карантина, экономика начнет оттаивать, и вы уже на определенной волне восстановления откроетесь практически заново. Такой период консервации поможет сохранить вам серьезную часть ликвидности, чтобы на оставшиеся деньги вы восстановили свой проект. ⠀

Вероятней всего этот сценарий приведет к определенным убыткам, но cash-flow сегодня важнее, чем бухгалтерская прибыль. Более того, со свободной ликвидностью через несколько месяцев вы можете открыться совсем на других условиях. Будет совсем другой рынок аренды, другой рынок труда. Возможно это открытие будет вам экономически более рентабельно.

🔺Второе – ваш фокус внимания должен сместиться на лояльных клиентов, на тех клиентов, кто «простит» вам несколько месяцев паузы. О
ни поймут и войдут в ваше положение. Именно на этой лояльной клиентской базе вы будете заново открываться. Если часть из этих клиентов параллельно будет являться ключевыми – вам повезло. В дальнейшем вы будете открываться на волне лояльности сильных клиентов.

🔺И, наконец третье - если вы принимаете сценарий «Консервация бизнеса», вы должны
сохранить ядро команды. 2-3-4, максимум 5 человек - те, с кем вы будете через несколько месяцев строить бизнес заново. При этом, если у вас нет возможности оплачивать им вынужденный простой, попробуйте договориться на компенсацию этих месяцев, после того, как бизнес вновь встанет на рельсы.

Сценарий #3. Сделать все возможное, чтобы сохранить компанию

Третий Сценарий, о котором думает большинство компаний – ужимаясь биться до последнего, пытаясь сохранить бизнес. Очевидно, что психологически все хотят именно этого, поэтому сценарий подразумевает определенный набор действий.

Самое основное, что вам нужно сделать, во чтобы то ни стало сохранить сегодняшних ключевых клиентов. Именно они дают вам сейчас новые сделки и cash flow. Ни все из них лояльны к вам, не все из них тоже выживут, но здесь и сейчас они вам критически важны.

Каким же образом принимать решение о выборе сценария?

🔺 Первое – рынок. Конечно, вы должны прогнозировать не только интуитивно, но и экспертно, получая какую-то аналитику. К примеру, если по вашим оценкам рынок через 3 месяца не вернется даже на 50 % от того, что было до кризиса, скорее всего вы выберете сценарий «закрыться» или «законсервировать бизнес до лучших времен».

Если прогноз показывает, что ваша отрасль отскочит в рамках 50-75% от докризисного, вариант «биться за бизнес» вполне разумен, но и вариант «законсервироваться» тоже актуален.

Если ваша отрасль по прогнозам вырастит до 90% и более докризисного уровня, то очевидно - за этот бизнес нужно бороться. Если сегодня ваш бизнес практически не просел, а то еще и растет, то тогда вы должны сделать все, чтобы использовать это окно возможностей. Используйте эту ситуацию для формирования финансовой подушки, чтобы потом жить в новой реальности.

🔺 Второе обстоятельство – это ваша эмоциональная сфера. Если вы уже несколько лет думали, что сегодняшний бизнес — обуза, а не наслаждение и прибыль, то такое ощущение поможет принять вам сценарий «Закрыться». Прислушайтесь к самому себе. Да, вы сегодня можете ментально желать сценарий #3, но возьмите себя в руки, успокойтесь, отдышитесь и примите решение не эмоционально, а с холодной головой, опираясь на реальные цифры.

🔺 И, наконец, третий аспект. Если вы понимаете, что вы все - таки хотите сохранить бизнес, планируете довнести личные деньги, чтобы закрыть дыры в cash flow, не забудьте про ваши личные обязательства: ипотеки, дети, родители. Согласитесь, мы можем отказаться от обязательств сотрудникам, поставщикам, но отказаться от личных обязательств зачастую мы не можем. Взвешенно и с холодной головой отнеситесь к этому моменту, он тоже может повлиять на ваш сценарий.

Сценарий #4. Открыть новый бизнес.

Сценарий открыть новый проект, действителен во все времена, но, как ни странно, именно в период кризиса этот сценарий может превратиться в вполне успешный бизнес. Для запуска нового проекта важны следующие обстоятельства:

Хорошая бизнес идея (если пока такой нет, присмотритесь к франчайзингу). После выбора идеи дайте себе ответ на 3 вопроса:

🔺 Что вы умеете делать? Если вы у вас есть какой – то навык или умение, это сильно повышает шансы, что бизнес процессы в вашей компании будут хорошо организованы.

🔺 Есть ли у вас для этого деньги? Если да, то вы в состоянии профинансировать новый проект. Основная проблема большинства стартапов - недофинансированность, поэтому этот аспект зачастую завязан со сценарием 1, когда вы вовремя закрыли свой проект и по – максимуму вытащили денежные средства.

🔺 Есть ли у вас связи? Наличие связей с потенциальными клиентами позволит ускорить процесс первых продаж, с поставщиками – получить хорошие условия, с инвесторами –получить финансирование.

Если у вас есть все 3 составляющие, вы точно должны открыть новый проект. Если 2 из 3, ваши шансы высоки. Если 1 из 3, то проект очень рискованный. Если ни одного, то лучше найдите себе работу)).

В каждом сценарии важно трезво и здраво оценить «финансовое здоровье» своего бизнеса. Для этой цели можете использовать Калькулятор Кризисного Cash-Flow. Инструмент для оперативных расчетов позволит принимать судьбоносные решения с холодной головой.

Подписывайтесь на канал и будем на связи!