Найти тему
Твой Информ

Секачёвы из Тувы: они сражались за Родину

Оглавление

Газета «Твой Информ» к 75-летию Великой Победы продолжает акцию для читателей «Мой легендарный воин». Сегодня мы публикуем очередную историю, на этот раз от нашей читательницы Ираиды Николаевны Колодкиной. Она рассказала нам о семье Секачёвых. Семь мужчин из этой семьи ушли воевать, пятеро вернулись. «Это все мои родные дядьки», - рассказала читательница. И вот её история.

Верхний ряд первый слева Михаил Антонович Секачёв.
Верхний ряд первый слева Михаил Антонович Секачёв.

«Ленинка» - благодатное место

В начале 1907 года двадцатого века супруги Секачёвы – Аксинья Егоровна и Антон Романович поехали из Курской губернии с другими семьями в поисках лучших мест для проживания. Много людей ехало обозами, не один месяц двигались. На Алтае бывали, на 10 лет обосновались в Хакасии, а в 1917 году поехали в Туву, где, как все говорили, места благодатные, пашни богатые, тайга с грибами-ягодами. Приехав в Туву, обосновались рядышком у единственного дома деда Морозова – это в 18 километрах от села Уюк Пий-Хемского района.

Это действительно оказалось богатое место. Здесь буквально было всё: пашни, пастбища, выпасы, тайга рядом, озера, разного вида ягоды, грибы и орехи.

Начали обустраиваться, рыли полуземлянки, потом землянки, начали строить дома и занимались хозяйством. Местечко это после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году назвали «Ленинкой».

Аксинья Егоровна (с ребенком на руках) и ее большая семья.
Аксинья Егоровна (с ребенком на руках) и ее большая семья.
В семье Секачёвых: Аксиньи Егоровны и Антона Романовича, было 13 детей. Двое умерли еще во младенчестве, осталось – одиннадцать: восемь сыновей и три дочери. Иван, Елена, Александр, Илья, Петр, Никифор, Анна, Ольга, Василий, Владимир и Михаил.

И всех детей поднимать пришлось одной Аксинье Егоровне. Муж её, Антон Романович, в 20-х годах, скрываясь от белоказаков в тайге, простудился и рано ушёл из жизни.

Семеро сыновей ушли на фронт

Тяжело пришлось Аксинье Егоровне, но дети вырастали и становились ей помощниками. Сыновья создавали семьи, строили дома, сеяли, пахали, разводили скот – жили дружно, помогая друг другу. У некоторых ее детей родились уже свои ребятишки. Одна из дочерей Аксиньи - Анна Романовна была мамой нашей читательницы Ираиды Николаевны Колодкиной.

В Ленинке прошло детство Ираиды. Зимою 1941 года ее из Кызыла повезли родители погостить к бабушке Аксинье, а осталась девочка в Ленинке на долгие военные годы.

Летом 1942 года семеро сыновей Аксиньи Егоровны были призваны на военную службу. Из мужчин в семье остаётся один Владимир, ему на тот момент ещё не было 16 лет. Три сестры и мать остаются в Ленинке.

Начали приходить «похоронки»

В то время практически все мужчины Ленинки надели шинели.

А в конце 1942 года начали приходить «похоронки». Это было тяжёлое время. «Похоронки» пришли на Илью и Пётра – мужа и сына Елены (тетя Ираиды Николаевны), пришла «похоронка» и на мужа Анны (Отца Ираиды Николаевны).

Илья Антонович Секачёв (погиб)
Илья Антонович Секачёв (погиб)
А из семерых братьев, что ушли на фронт, погибли двое — Петр и Илья. Пятеро вернулись. И это было большим счастьем — увидеть их живыми!

Всю войну за старшего в семье был Володя. Он полностью содержал семью. Пахал, сеял, убирал урожай, заготовлял корм скоту, помогал всем женщинам и детям. А они у него были на подхвате. Так и выживали.

Они возвращались домой...

Младший брат Михаил Антонович в самом начале войны служил в артиллерийских войсках, позже с группой военных был десантом заброшен на захваченную немцами землю. Партизанил в Белоруссии, Украине, Польше и Чехословакии, был командиром взвода.

Михаил Антонович был награждён крестом – высшей Польской и Чехословацской наградой. Умер в августе 2011 года, в возрасте 86 лет, последним из братьев.

Под конец войны сыновья Аксиньи начали возвращаться домой, кто-то раненый, кто-то контуженный, но главное – живые. Пятеро вернулись с войны.

Все начали обустраиваться. Школа в Ленинке была только начальная, а дети подрастали и надо было учить их дальше. Братья, помогая друг другу, перевозили с деревни амбары и строили дома в Кызыле. Там, где сейчас стоит пятиэтажный дом на «Пионере», жил Иван Антонович Секачёв с семьёй. У него была огромная усадьба, часть земли он отдал под строительство домов братьям – Никифору и Василию.

Александр и Михаил обустроились тоже в столице Тувы.

Только Владимир всю свою жизнь прожил в «Ленинке», в родном доме, работал шофёром, сначала в своём колхозе, потом в «Саянском».

Остались самые преданные Ленинке

В начале пятидесятых годов рядом с Ленинкой местные жители организовали колхоз «Искра», который просуществовал 10 лет. Хозяйство хоть и небольшое, давало хорошие урожаи, был колхозный огород в «Павловом ключе», построен большой курятник, где выращивали цыплят на мясо, работал ясли-сад, все женщины села были на работах. Было много молодёжи.

Было всё: начальная школа, клуб, постоянно приезжала кинопередвижка, где демонстрировали разные фильмы, работала библиотека, там же рядом находилась волейбольная площадка, где по вечерам собиралась вся молодёжь.

Но постановлением правящей партии и Правительством мелкие колхозы начали расформировывать, «Искру» присоединили к совхозу «Саянский», а «Ленинка» стала его подразделением.

Население села стало покидать деревню, кто-то переехал жить в Уюк, Туран и в Кызыл. Остались самые преданные жители своей малой родины – это семьи Секачёвых, Шевцовых, Глухенко, Рябовых, Кукариных, Трубицыных, Ивановых, Пермяковых, Путинцевых, Сухорословых, Гавриченко и др.

Большая крепкая семья

«Отличительная черта характера у моих родственников – это постоянство. Постоянны во всем: семейной жизни, в работе, в труде», - рассказывает Ираида Николаевна, - У всех были семьи: жены, дети и ни одного развода, ни одного оставленного ребёнка.

Моя мама, сестра братьев Секачёвых, Анна Антоновна, во время войны работала где могла, нужно было содержать семью из четырёх человек. После войны она перешла работать в кинотеатр «30 лет ВЛКСМ», потом в «Найырал» - контролёром. Да так и проработала до середины 70-х годов, будучи уже на пенсии».

Никогда братья Секачевы не забывали свою малую родину, свой очаг. Только наступала осень и открывался сезон на уток, Иван с Василием на своих стареньких «Уралах» приезжали пострелять уток в Ленинку. Там в родительском доме так и прожил всю жизнь брат Владимир с женою. Детей у них не было. Зато все братья и их дети, когда приезжали, помогали Володе с Надей убирать урожай. Все вместе копали картошку, иногда до 100 мешков выкапывали отборной да крупной. Переночевав, утром ехали в тайгу за ягодой. Благо, что дом родительский был большой, всем хватало места. Это было благодатное время для всей родни.

Хозяйка большой семьи Аксинья Егоровна ушла из жизни 4 января 1951 года в возрасте 70 лет, сказался инсульт, который она перенесла в 1946 году. Как же много ей выпало на долю! Доживала последние годы у старшей дочери Елены.

Все сыновья, от дома по улице Оюна Курседи до кладбища несли гроб на плечах с неприкрытыми головами. Глядя на этих людей, Суворов бы сказал: «Чудо-богатыри мои». Действительно это были красивые, высокие, статные люди, преданные своей Родине, своим семьям, своему делу.

«Вечная слава и память всем моим родным, - говорит Ираида Николаевна, - сейчас все братья уже умерли. Остались их дети, внуки и память».

Т. Юрина, фото из семейного архива Ираиды Колодкиной и Евгения Секачёва