Бывает и так: вы видите интересную для вас ссылку, переходите и… ничего не происходит. Вернее, происходит: открывается страница 404. В большинстве случаев для нас ничего не изменится, мы просто поищем ту же информацию в другом источнике. А для сайта, на который мы заглянули?
Сегодня мы поговорим о том, чем 404 ошибка опасна для сайта, и как эту опасность свести к минимуму. Подскажем, как оформить эту страницу, чтобы посетители не захотели немедленно закрыть вкладку — а остались подольше и, возможно, заглянули в другие его разделы.
Немного информации для справки
Not Found или «Ошибка 404» - это стандартный код ответа HTTP, который видит пользователь, если неправильно вводит адрес на сайте или переходит по мертвой ссылке.
Кстати, мертвая ссылка может быть как внутренней, так и внешней. И, если внутренние ссылки у вас есть возможность легко контролировать (спойлер: это не только возможно, но и очень желательно), то внешние отследить гораздо сложнее. Поэтому работу с «404 страницей» не стоит пускать на самотек.
Причины возникновения таких ссылок могут быть разными:
- был изменен URL страницы, на которую вы ссылались;
- страница была удалена с ресурса;
- ссылка была изначально написана с ошибкой;
- некорректная работа сервера.
Последний пункт требует работы с сайтом в целом, но в остальных случаях внимание нужно сфокусировать непосредственно на странице ошибки.
Почему это так важно?
Посетитель, который перешел на сайт и попал на страницу 404, был изначально заинтересован в контенте, который вы готовы предоставить. Он искал информацию, услуги или товары, относящиеся к вашей сфере деятельности. И, если он сразу же закроет вкладку, он никогда не узнает о том, что еще вы можете ему предложить.
Кроме того, большое число пользователей, переходящих на ваш сайт и почти сразу его покидающих — не лучший показатель с точки зрения поисковых систем. Со временем это может отразиться на вашей статистике. Как, впрочем, и большое число внутренних ссылок, ведущих на мертвые страницы. Именно поэтому важно их отслеживать и периодически подчищать.
И в то же время человек, которого вы смогли удержать, вполне может стать вашим клиентом. Например, если информация, которую он ищет, просто находится на другой странице. Или если у вас есть аналогичные товары и услуги. В этом случае ваш бизнес только выиграет.
Крупнейшие сайты соревнуются в креативности своих 404-х страниц, чтобы привлечь внимание посетителей. Поэтому ее дизайн — своеобразная визитка вашей компании, которая может многое о вас рассказать и стать частью корпоративной символики бренда. Именно здесь можно проявить фантазию, добавить немного юмора и творчества, отступить от привычных ограничений. И мы считаем, что оно того стоит!
Основные технические требования, которым должна соответствовать страница 404:
- Страница 404 должна отдавать код HTTP 404 (Not Found)
В противном случае это может привести к появлению большого количества дублированных страниц из-за так называемой Soft 404, когда поисковая система не понимает, что данная страница является страницей 404 ошибки и включает ее в индекс. - Отсутствие редиректа на страницу 404 для несуществующих страниц
Каждая несуществующая страница должна отдавать код ответа 404, а не коды из серии 3xx, так как ответы 3xx говорят поисковой системе, что страница была перемещена (временно или постоянно) и могут возникнуть проблемы с удалением таких страниц из индекса поисковых систем.
Как создать идеальную 404 страницу?
Для начала запомним, что строгих правил по оформлению страниц с ошибкой 404 не существует. Ваша задача — объяснить пользователю, куда он попал и почему это могло произойти. А еще подсказать, что ему делать дальше. Но вариантов реализации этой задачи очень много!
Мы можем предложить только несколько рекомендаций, как удержать посетителя.
Совет 1. Вежливость — ваше оружие.
То, что человек перешел по устаревшей или неправильной ссылке — не его вина. Покажите, что вы готовы помочь ему, и постарайтесь сделать это с учетом вашей целевой аудитории. Сайт с мемами, рассчитанный на подростков, может позволить себе шутки «на грани», сайт компании, занимающейся продажей металлопроката — едва ли. Подумайте о том, что понравится большинству ваших клиентов.
Совет 2. Сохраните фирменные черты сайта.
Это может быть шапка и подвал — или просто корпоративные цвета и логотип. Важно, чтобы они были узнаваемы. Иначе посетитель, перешедший по ссылке, может решить, что оказался на совершенно другом ресурсе: например, рекламном или вирусном. При этом страница с ошибкой должна отличаться от карточки товара или раздела каталога, а большое количество текста и ссылок может сбить с толку.
Совет 3. Предложите пользователям простой план действий.
Обычно в него входит несколько вариантов, из которых люди сами выбирают наиболее подходящий:
- проверить правильность написания ссылки;
- воспользоваться поиском по сайту;
- перейти в другие разделы;
- вернуться на главную страницу.
Вы можете дополнить этот перечень в зависимости от тематики вашего ресурса.
Совет 4. Добавьте полезную информацию.
Подумайте о том, какой контент посетитель мог искать и не найти. Добавьте на 404 страницу ссылки на возможные совпадения, в том числе недавно перемещенные материалы, а также самые популярные или самые новые. Вполне возможно, что-то из этого заинтересует пользователя.
Совет 5. Больше креатива — больше интереса.
Цепляющие иллюстрации и текст, динамический контент, анимация, простые, но забавные квесты, юмор и даже картинки с котятами — вы можете использовать любые способы удержать внимание зрителя (разумеется, не выходя за рамки закона). Да-да, 404 страница — это огромный простор для творчества, который обязательно стоит использовать!
Совет 6. Позаботьтесь об обратной связи.
У посетителя должна быть возможность связаться с вами, чтобы сообщить о «мертвой» ссылке (как мы уже говорили, это в ваших интересах) — или напрямую спросить о том, что его интересует. Это поможет вам быстро узнать о внутренних проблемах сайта, а также оценить их масштаб.
И еще один совет — занимаясь оформлением, не забывайте об интересах SEO. Грамотно оптимизированный сайт не позволяет генерировать некорректные URL адреса (или хотя бы сводит чисто мертвых внутренних ссылок к минимуму). Не обязательно проделывать эту работу вручную: гораздо удобнее пользоваться инструментами для вебмастеров, позволяющими не только исправлять ссылки, но и отслеживать тенденции, чтобы понять, как именно они возникают.
Выводы
404-я страница — не проблема, а инструмент, который может помочь удержать целевого посетителя на сайте.
- Работайте над тем, чтобы свести к минимуму внутренние ссылки на несуществующие страницы. Это отражается на продвижении в поисковых системах.
- Пользователям, оказавшимся на 404 странице, важно сразу понять, где они находятся (все еще на вашем сайте, но не в обычном разделе), и что делать дальше. У них должна быть возможность в один клик вернуться на главную или перейти к другим товарам и услугам.
- Ваша задача — привлечь внимание посетителя и вызвать у него интерес. Поэтому творческий подход, юмор и необычные решения в оформлении только приветствуются. С оглядкой на интересы целевой аудитории, конечно.