Найти тему
Это грибы!

Парадокс первого белого, или Волобуев, вот ваш гриб!

Оглавление
Сейчас весна, а скоро лето; и благодарить за это мы должны великого Вильфанда - пускай он уж и не делает всю погоду, а мысленно всё равно с нами. В общем, азартно собирая строчки и шапочки под палящим майским солнцем, мы волей-неволей предаемся фантазиям ближнего прицела. Еще пару декад, а может, просто пару недель, и на прогретых наших лиственных опушках повстречаем мы совсем другую компанию.

- Волобуев, вот ваш гриб! - кричу я, обращаясь к соседу Георгию. Вчера мы весь день спорили через забор о белых грибах, первыми вылезающих на дубовых опушках Засек, а сегодня отправились к лесу за доказательствами. Благо недалеко - метров сто через луг.

Кончается май месяц, заливной луг цветет и гудит, воздух плотный и сладкий, где-то на севере в небе ворочается очередная гроза.

Вот это скорее сетчатый, чем дубовый (фото И.Лебединского)
Вот это скорее сетчатый, чем дубовый (фото И.Лебединского)

Подходит, осматривает находку. Несомненно, это он. Точнее, они - в густой траве под липами, чуть отступившими от стены коренного засечного леса, виднеются несколько серых шляпок. Действительно, первые белые сезона. Но...

- Видишь? - радуется Георгий своей правоте. - Серые шляпки, четкая сеточка на ноге. Дуб и липа вокруг, никаких берез и елок. Белый гриб сетчатый, три штуки. Получите, распишитесь. Большой вырастет, если ему дадут. Огромный! Лучший наш белый после соснового, которого тут всё равно нет.

- Вижу, - терпеливо соглашаюсь я. - Бархатистая дымчатая шляпка, окрашенная нога, дубы и липы вокруг. Белый гриб дубовый как он есть. Большим не вырастет уж точно - самый мелкий из наших белых, да и с тощей ногой - будет по форме скорее подберезовик, чем белый. Однозначно худший из наших белых, единственный плюс - раньше всех вылезает, раньше даже сыроежек. Хотя вот сыроежек я бы сейчас набрал, не то что это...

А это скорее дубовый, чем сетчатый! (фото И.Лебединского)
А это скорее дубовый, чем сетчатый! (фото И.Лебединского)

Замаскировали находку травой, как получилось - в слабой надежде на то, что выросшие грибы сами нас рассудят. Я жду, что дней через пять они превратятся в чахлых сереньких заморышей, Георгий ожидает увидеть тут трех богатырей. Надежд на то, что природа решит спор за нас, мало - место ходкое.

Ну, было в те годы...

Вечером Георгий приходит в очках и с книгой.

- Учись, студент! - провозглашает он, открывая старый справочник с рисованными картинками на странице, заложенной дубовым листом. - Черным по белому: белый гриб дубовый, или сетчатый... тра-та-та, - появляется первым, растет обильно... так... особо крупный! до 30 сантиметров в шляпке! ценный! южный! у нас тут, считай, юг уже, не Москва какая-нибудь... во, широколиственные леса! У нас широколиственные же! Понял теперь?

- Ничего подобного, - возражаю я, и аргументация уже наготове. - Вот: дубовая форма белого гриба, характеризуется темной ножкой, серой бархатистой шляпкой, гриб небольшой, самый тонкомясистый из всех белых, появляется рано, растет не обильно и грибникам знаком хуже прочих представителей этого... Короче! Вырастут - посмотрим, что это будет. Я и сам уже не уверен.

Снова не договорились. Решаем проведать опушку через неделю и выставляем на стол шахматы. Главное сейчас - не затеять спор о маслятах, которых тут просто нет, как нет никаких сосен, но Георгий собирает в дубраве красивые, отборные, один к одному моховики красные, называет их маслятами и не терпит возражений.

Это явно сетчатый, выгоревший на жаре (фото И.Лебединского)
Это явно сетчатый, выгоревший на жаре (фото И.Лебединского)

Отголоски того спора до сих пор повторяются в моей голове, как эхо какой-то старой жизни; уж и заливной луг порос какими-то розгами, и Георгий давно не с нами, а всё равно, подходя к тому липовому островку, примыкающему к основному массиву, но с ним не сливающемуся, я вспоминаю те дни...

На самом деле виной всему наука. Именно она, наука, сначала назвала "дубовым белым" белый гриб сетчатый (Boletus reticulatus) - совершенно отдельный вид, особо активно растущий в южных широколиственных лесах с дубом, липом, каштаном (настоящим), грабом, буком. Очень крупный, мясистый, ароматный гриб, настоящий царь грибов, особенно там, где за неимением сосен не растет боровик. Отличает "ретикулятус" ярко выраженная сеточка на ножке и толстая, склонная к растрескиванию от жары кожица на шляпке.

Затем наука что-то передумала и стала называть "дубовым белым" совершенно другой гриб - просто разновидность настоящего белого гриба, Boletus edulis f.quercicola. Великий русский миколог Васильков, посвятивший жизнь грибам, описывал "дубовый белый" как отдельный вид, Boletus quercicola, но эта версия не выдержала проверку генетикой - выяснилось, что на молекулярном уровне "дубовый" ничем от нормального белого не отличается, а внешность характерную имеет только в порядке произрастания. Внешность у него действительно характерная, но не в хорошем смысле: гриб удивительно тощий и субтильный для "царя грибов", тонконогий и блекло-серый. Эту разновидность как раз таки не назовешь южной - заходит на север ровно до тех пор, пока там находится место дубам или липам.

Этот хоть и красивый, но сдается мне - дубовый; доказательств, впрочем, не имею (фото И.Лебединского)
Этот хоть и красивый, но сдается мне - дубовый; доказательств, впрочем, не имею (фото И.Лебединского)

Итак, есть у нас прекрасный дубовый белый - сетчатый; урожайный, мясистый, красивый! Есть у нас ужасный дубовый белый - чахлый, редкий, невзрачный. Обычно они не особо пересекаются: север есть север, а юг есть юг. И только у нас, на северной границе ареала реликтовых широколиственных лесов, оба этих белых встречаются чуть ли не вперемешку, удивляя и смущая любителей строгих классификаций...

А тогда, спустя пять дней, мы вернулись на место и нашли, что наши белые практически не выросли, лишь как-то расквасились. И немудрено: есть у этих двух ранних видов одно общее свойство - они всегда, везде и всюду червивы. Неимоверно червивы. С младых ногтей. Они червивы еще в грибнице! Как решето, как губка, как труха. Так что спор наш носил чисто теоретический, отвлеченный характер. О том, чтоб собирать первые наши белые, не было и речи. Они вообще не по этим вопросам. "Просто оговорить". А собирать - уж лучше потерпеть до первых сыроежек.

А еловый - лучше! (фото И.Лебединского)
А еловый - лучше! (фото И.Лебединского)

Пройдет июнь, завертится июль, и если Вильфанд побалует нас дождями, в траве под полевыми березами выстроится армия истинно могучих березовых белых (Boletus edulis f.beticola), а чуть позже в старом ельнике покажет себя самый настоящий еловый белый гриб (Boletus edulis f.edulis), эталон белого гриба; и будет немного грустно, потому что это значит, что лето уже на переломе...

Ну а пока - веселый месяц май!

Что еще почитать?

Что еще совершить?

  • Поставить публикации "лайк"
  • Подписаться на канал
  • Еще что-нибудь прекрасное