Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Как французы хотели «присвоить» себе нуар

Еще раз к истории возникновения мрачного мета-жанра

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Термин «нуар» (то есть «черный») который употребляется в отношении мрачных криминальных драм, был предложен французскими кинокритиками в 1946 году. Затем он активно продвигался, поначалу адресуясь только к американским фильмам 40-50-ых годов, затем и криминальным драмам в целом.

Кадр из фильма "Мальтийский сокол" (1941)
Кадр из фильма "Мальтийский сокол" (1941)

В итоге изобретение термина «нуар» стало инструментом для того, чтобы рассматривать Голливуд исключительно через французскую призму. Бёртон Палмер в одной из своих работ отмечал: «Франция обладала высокоразвитой кино-культурой, включавшей в себя театры, журналы, синема-клубы, в которых фильмы воспринимались как искусство, а не как коммерческие проекты». Увлечение американским кино вовсе не означало всплеска «американизма».

Кадр из фильма "Пепе ле Моко" (1937
Кадр из фильма "Пепе ле Моко" (1937

Просто-напросто французские режиссеры и кино-производители стремились заново «вылепить» французское киноискусство, опираясь на успешные образцы, но при этом, пытаясь превзойти их, в том числе посредством детального анализа. Как итог - французская кинокритика утверждала, что американский нуар был сводным братом европейского модернизма, а кинематограф «Новой волны» вырос из диалога Европы и Америки. Французы изо всех сил пытались приписать нуар себе, так как он взывал к «Золотому веку» их собственного кино. Они поспешно провозглашали, что голливудские ленты ориентировались на такие французские фильмы как «Пепе ле Моко» Жульена Дювивье, «Северный отель» и «День начинается» Марселя Карне.

Кадр из фильма "Северный отель" (1938)
Кадр из фильма "Северный отель" (1938)

В своё время эти картины были провозглашены «мелодрамами в стиле поэтического реализма», однако их герои обитали в криминальных районах, носили мягкие фетровые шляпы, вели себя хладнокровно, хотя по замыслу создателей и были обречены. Отнюдь не случайно, когда в 1944 году на экраны вышла «Двойная страховка», американский журналист в «Голливудском репортере» отметил, что «лента невольно напоминала превосходную французскую технику, об утрате которой мы крайне сожалеем». При этом всём французские обозреватели упорно не хотели замечать вклад других стран в создание нуара. А именно: игнорировалась взаимосвязь между немецким кино-экспрессионизмом и американскими криминальными лентами (в качестве «мостика», вне всякого сомнения, выступал Фриц Ланг).

Кадр из фильма "Оружие по найму" (1941)
Кадр из фильма "Оружие по найму" (1941)

Вдобавок оставалось незамеченным влияние британских триллеров, в частности творений Хичкока 30-ых годов, а также «Ночного поезда на Мюнхен» Кэрола Рида, который был снят в 1940 году. Именно эти картины американские кинокритики относили к предшественникам легендарного «Мальтийского сокола». Едва ли может быть случайным, что по завершении съемок «Двойной страховки» Билли Уайлдер сказал в интервью «Лос-Анджелес Таймс», что «пытался снять Хичкока для Хичкока».

Кадр из фильма "Оружие по найму" (1941)
Кадр из фильма "Оружие по найму" (1941)

Если же вернуться во Францию лета 1946 года, то некоторое время спустя в Европу прибыли новые голливудские картины: «Оружие для найма» («Наемник») Фрэнка Таттла, «Убийцы» Роберта Сьодмака, «Леди в озере» Роберта Монтгомери, «Гильда» Чарльза Видора и «Глубокий сон» («Большой сон») Говарда Хоукса. После этого термин нуар закрепился в лексиконе французских кинокритиков, которые были склонны идентифицировать все эти фильмы, как «стилистическую серию».

Кадр из фильма "День начинается" (1939)
Кадр из фильма "День начинается" (1939)

В данном случае под «серией» в кинематографе подразумевается несколько фильмов, как правило, снятых в одной стране, обладающих общих чертами (стиль, атмосфера, предмет повествования и т.д.). Кроме этого фильмы должны выходить на экраны продолжительное время, дабы без проблем можно было определить их «серийность». Впрочем, в одном случае это может быть пара лет, в другом - пара десятилетий. Возникая, подобные кино-серии рано или поздно достигают своего пика, то есть находят своё идеальное выражение в эталонных кинолентах.

Кадр из фильма "Ночной поезд на Мюнхен" (1940)
Кадр из фильма "Ночной поезд на Мюнхен" (1940)

Затем «серии» затухают, постепенно сходя на нет, но не исчезают полностью, а оказывают влияние («оставляют следы») на смежные жанры, либо же вызывают к жизни стилизованные под эталон новые «серии». Конечно же, в истории кинематографа есть творения, которые весьма затруднительно классифицировать. В качестве примера можно привести «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса или «Только одинокое сердце» Клиффорда Одетса. Чаще всего гениальные киноленты сложно втиснуть в узкие типологические рамки.

Кадр из фильма "Пепе ле Моко" (1937)
Кадр из фильма "Пепе ле Моко" (1937)

Причина этого кроется в том, что гениальные фильмы дают начало новому явлению, приводят в движение творческие силы, поднимают волну. У современника же нет возможности заглянуть в будущее, моментально оценив ленту как базис для кодификации. На это требуется время – годы или даже десятилетия. «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине не поддавался описанию, а потому не представлялось возможным его систематизировать.

Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари" (1920)
Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари" (1920)

Он виделся современникам уникальным явлением, выходящим за границы привычного. Однако в перспективе этот шедевр дал начало такому явлению как «калигаризм», в отечественной литературе чаще обозначаемый как «немецкий кино-экспрессионизм» периода Веймарской республики.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару