В октябре 1939 года американский флот объявил конкурс на замену самолета-торпедоносца Douglas TBD-1 Девастайтор, "Дугласы" невозможно модернизировать устранив его низкую скорость и малый радиус действия.
Самолет должен быть с экипажем из трех человек, максимальная скорость должна была быть 482 км/ч (300 м/ч), внутри должны помещаться или одна торпеда или три бомбы по 226 кг (500 фунтов). Должны были быть самозатягивающиеся топливные баки, бронезащита, оборонительная башенка с сервоприводом. Из всех проектов отобрали проекты двух компаний Воут и Грумман, с ними заключили контракты на выпуск двух экспериментальных самолетов.
К апрелю 1940 г. должны были быть готовы XTBU-1В от Воута и XTBF-1 Грумман.
Фирма Грумман разрабатывала только палубные истребители, поэтому торпедоносец получился похожий на истребитель-моноплан F4F-4 Уайлдкет. Он имел двигатель воздушного охлаждения, цельнометаллическую конструкцию, со среднерасположенным крылом, с сужающимся к хвосту фюзеляжем. Высокий фюзеляж позволил разместить под центропланом бомбы и место для нижней задней стрелковой установки.
В самолете можно было разместить торпеду весом 907 кг (2000 фунтов) либо 4 бомбы по 226 кг (500 фунтов). Стрелок размещался в кабине закрытой длинным фонарем в стрелковой башенке с сервоприводом, доступ к хвостовой части фюзеляжа осуществлялся из тыльной кабины или через дверь в задней части фюзеляжа.
Для стрелковой башенки специально разработали мини-версию больших промышленных электродвигателей, которые управляли ее движением в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Стрелковая башенка Олсена являлась модулем с 12,7-мм пулеметом, средствами управления и боеприпасами, укрытая плексигласовым колпаком в задней части кабины экипажа.
Стрелок сидел в бронекресле, прикрытый бронеплитами в передней части башенки и по ее бокам, снизу тоже поставили бронеплиту. Непосредственно перед стрелком находилось бронестекло.
Башенка управлялась одной ручкой с пистолетной рукояткой и спусковым крючком с для ведения огня. Вел огонь с помощью двух прицелов рефлекторного морского (Mk 9) и коллиматорного (Mk. 11).
Доступ в башенку осуществлялся снизу, с места радиста, для аварийного покидания машины можно использовать сбрасываемый запасной люк на борту башенки или нижнюю фюзеляжную дверь в отсеке радиста.
Грумман быстро собрали две опытные машины XTBF-1, изучив этот макет флот США в декабре 1940 г. заказал фирме 286 самолетов, они получили обозначение TBF-1. Флот потребовал изменения внутреннего оборудования, что несколько увеличило вес, но скорость продолжала соответствовать требованиям.
Первый XTBF-1 оснащался двигателем Райт Циклон R-2600-8 мощностью 1700 л. с. и винтом изменяемого шага совершил первый официальный полет 7 августа 1941 г., по итогам полетов перепроектировали вертикальный стабилизатор и руль направления. Перед вертикальным оперением установили длинный форкиль сопрягающийся с фюзеляжем, он обеспечил дополнительную площадь, нужную для улучшения путевой устойчивости.
Стойки шасси, выпуск закрылков и открывание створок бомболюка работали от гидропривода.
Для базирования на авианосцах крылья с помощью гидропривода складывались и поворачивались назад, занимая положение параллельно корпусу самолета. За счет этой инновации Грумман выиграл конкурс у фирмы Воут. Установили выдвигающийся посадочный крюк в задней части.
XTBF-1 имел 12,7-мм пулемет в башенке, направленный вперед 7,62-мм пулемет в фюзеляже, из которого стрелял пилот, и 7,62-мм пулемет радиста в задней нижней части фюзеляжа.
Внутренний бомбоотсек имел максимальную грузоподъемность 907 кг (2000 фунтов) и мог вмещать торпеду, бомбы, глубинные бомбы, мины и специальный подвесной топливный бак 1200 литров (270 галлонов).
С дополнительным топливным баком самолет имел максимальную дальность 3500 км (2180 миль) и мог работать как дальний разведчик. Самолет мог бомбить с пикирования, в качестве тормозных щитков могли выпускаться шасси, которые снижали скорость полета до 321 км/ч (200 миль/ч).
В ходе испытаний XTBF-1 прототип показал максимальную скорость 436 км/ч (271 миль/ч), скороподъемность 435 м/с (1430 футов/мин), потолок 6800 м (22400 футов), нормальный радиус действия почти 2000 км (1215 миль).
28 ноября 1941 г. первый прототип был разбит из-за пожара в бомбоотсеке. Второй прототип полетел 15 декабря 1941 г. и получил в связи с нападением японцев на Перл-Харбор название Эвенджер (Avenger). Летные испытания завершились 23 декабря, флот принял самолет Грумман и заменил контракт не на конкретные 286 самолетов, а просто на выпуск машин.
Первые 50 самолетов имели двойное управление, его признали неудобным и ликвидировали, чтобы улучшить обзор с места радиста перекомпоновали окна на бортах фюзеляжа, вместо двух маленьких поставили овальное окно.
На Эвенджер стали ставить радар ASB.
Первый серийный самолет сошел с конвейера 3 января 1942 г., а 30 января был официально сдан флоту США.
Самолеты перебросили в базу Мидуэй, 4 июня 1942 г. летающая лодка Каталина обнаружила направляющийся в Мидуэю японский флот. В 05:45 шесть Эвенджеров с торпедами начали атаку японских кораблей, правда, без истребительного прикрытия пять машин были сбиты истребителями А6М2 Зеро, вернулась лишь одна машина. В ходе сражения за Мидуэй и начала кампании на Гуадалканале все авианосцы перевооружались на Эвенджеры, старые Девастайторы списали с боевой службы.
24 августа 1942 г. Эвенджеры потопили авианосец Рюдзе. В ноябре 1942 г. затопили линкор "Хиэй" в битве за Гуадалканал.
13 ноября 1942 г. Эвенджеры затопили линкор. 14 ноября в составе авиационной группы, которая включала три Эвенджера была произведена атака крейсера "Кинугаса", который был потоплен. Позднее семь самолетов TBF атаковали японские транспорты, отправив на дно два из них.
Первые полгода 1943 г. Эвенджеры продолжали наносить удары по японцам, впрочем без особого успеха.
Авиачасти с самолетами TBF-1 Эвенджер бомбили укрепления на полуострове Мунда, японцев на острове Бугенвиль. 5 ноября удалось массированным налетом повредить некоторые японские корабли.
Самолеты применялись в операции по захвату Маршалловых островов, в ходе битвы в Филиппинском море, в высадке на острове Лейте, при подготовке высадки на Иводзиму и других операциях.
Фирма Грумман помимо производства Эвенджеров была загружена производством F4F Уайлдкет и готовящимся к производству F6F-3 Хеллкет.
Выход нашли в том, что перепрофилировали пять огромных автозаводов Дженерал Моторс, потому что правительство США ограничило производство автомобилей.
Эвенджеры стал выпускать завод Трентон в Нью-Джерси, они стали выпускаться с индексом ТВМ-1. Другой Нью-Джерскийский завод Линден стал выпускать истребители FM -1 Уайлдкет. Заводы в Тарритаун, Блумфилде и Балтиморе начали выпуск узлов для обеих заводов.
В конце 1942 г. начинается выпуск Эвенджеров, в марте 1943 г. из узлов собранных Дженерал моторс. Грумман в декабре 1943 г. свернул производство, всего изготовив 2291 самолет.
Заводы Дженерал моторс получили название Восточный авиационный филиал. Эвенджеры выпускались до конца войны, он изготовил 7546 самолетов.
Со временем стало ясно, что один 7,62-мм пулемет стреляющий вперед был совершенно недостаточен. В 10-й торпедной эскадрилье установили 12,7-мм крупнокалиберный синхронизированный пулемет. В фирме Грумман не стали усложнять и установили крупнокалиберный пулемет в крыле, вне ометаемой винтом плоскости.
Для того чтобы самолет выдерживал отдачу и вес крупнокалиберных пулеметов Браунинг в крыльях установили по пулемету, 7,62-мм пулемет под капотом убрали. Самолет получил обозначение ТВМ-1С.
Торпеды которые применяли Эвенджеры были ненадежны, поэтому атаки кораблей были неудачными. К тому же самолеты должны были спускаться на высоту 30 метров (100 футов) и снижать скорость до 185 км/ч (100 узлов), это подвергало экипажи риску быть сбитыми зенитными пушками.
Ее модифицировали ставили деревянный коробчатый хвост-стабилизатор и носовой фанерный чехол, они разбивались при ударе о воду. Затем в Калифорнийском технологическом институте разработали 30 см стабилизирующее хвостовое кольцо, которое приваривалось к рулям торпеды. Такую торпеду могли сбрасывать с высоты 243 м (800 футов) и при скорости 518 км/ч (280 узлов).
Эвенджеры стали использоваться как пикирующие бомбардировщики. Во внутреннем бомбоотсеке можно было разместить универсальную бомбу 907 кг (2000 фунтов) или одну 725 кг (1600 фунтов) бронебойную. Самолет также возил две 453 кг (1000 фунтовые) универсальные, четыре 226 кг (500 фунтовые) универсальные, двенадцать 45 кг (100 фунтовых) универсальных или четырех глубинных 158 кг (350 фунтовых) бомб.
Если судно маневрировало Эвенджеры сбрасывали до четырех бомб с помощью интервалометра, который следил за интервалом между сбросом бомб. Управлял интервалометром радист, он устанавливал скорость полета и требуемый интервал. Самолет пикировал под углом 30 - 45 градусов, до высоты 150 м или ниже. Интервал при сбросе четырех бомб составлял 18 - 22 метра, что делало бомбометание очень точным.
Для борьбы с немецкими подводными лодками, которые только за февраль 1943 г. отправили на дно множество союзнических кораблей общим тоннажем 600 тыс. тонн, Эвенджеры были как раз кстати. Потому что немцы столкнулись с большой эффективностью американских патрульных самолетов и переместились в центр Атлантики, вне их радиуса действия. Против них использовали так называемые эскортные авианосцы, он нес двадцать - двадцать восемь самолетов, как истребители Уайлдкет, так и Эвенджеры.
Эвенджер показал себя с большой дальностью полета и четырьмя глубинными бомбами по 158 кг хорошим противолодочным самолетом.
Эскортные авианосцы продемонстрировали свою эффективность, с мая по декабрь 1943 г. немцы потопили только одно судно из 2000.
В 1943 г. на Эвенджер попытались установить радар нового типа ASD-1. В обтекателе поставили тарелку параболической антенны на передней кромке правого крыла. ASD мог обнаруживать наземные и воздушные цели на большем расстоянии, чем это могли делать старые радары ASB.
Обтекатель взывал небольшую тенденцию к развороту вправо, но эта проблема не доставляла неудобств в процессе эксплуатации.
Самолеты получили индекс TBF-1D или TBM-1D. Помимо радара ASD-1 устанавливали на каждом крыле дополнительные радарные антенны за стойками основного шасси.
На фронте летала специальная модификация "Ночная Сова" с демонтированной стрелковой башенкой, крыльевыми пулеметами и бронированием. В фюзеляж и бомбоотсек поставили дополнительные топливные баки, что увеличило радиус действия и продолжительность полета Эвенджеров. В экипаже остался только пилот и оператор радара, охотники обнаруживали подлодку и наводили на него свои истребители, при этом находились рядом.
Капитан Галлери командир авианосца "Гуадалканал" разработал концепцию постоянного патрулирования, когда Эвенджеры постоянно висели в воздухе. Ночью удалось потопить две немецкие подводные лодки.
Помимо глубинных бомб Эвенджеры использовали авиационные ракеты. 89-мм (3,5 дюймовые) ракеты устанавливали на рельсах под внешними панелями крыла. На самолеты также повесили замки для бомб или подвесных баков. Машина с подвесками стала летать медленнее, но для противолодочного самолета это было оправданно. Для атак хорошо защищенных кораблей и наземных целей это было недопустимо.
Калифорнийский технологически институт разработал новые более легкие и аэродинамически совершенные пусковые системы Марк 5. Ракеты могли запускаться на скорости 370 км/ч и более и летели по такой же траектории, что и со старых направляющих Марк 4. Для увеличения мощности ракет на двигатели 89-мм ракет установили 127-мм (пятидюймовые) боеголовки.
Калифорнийский технологический институт разработал 127-мм ракету "Святой Мозес" со специальным маршевым двигателем для такой ракеты. Такие ракеты придали Эвенджеру большую огневую мощь, особенно при залповой стрельбе.
Ракеты вполне годились для поражения подводных лодок, особенно совместно с глубинными бомбами.
К 1945 г. группа охотников-убийц за подводными лодками устранила угрозу нападений немцев в Атлантике. Уничтожены были 53 подлодки.
На Тихоокеанском театре военных действий Эвенджеры уничтожили 11 японских подлодок.
Для увеличения летных характеристики фирма Райт разработала более мощный мотор Райт R-2600-20 мощностью 1900 л.с., самолет получил название XTBF-3. Для улучшения охлаждения с каждой стороны капота установили по четыре дополнительные створки жалюзи.
ТВМ-3 оставили крыло с пулеметами от TBF-1C с пусковыми ракетными направляющими Марк 5. Приборы в кабине перекомпоновали, к тому же для облегчения ночных полетов приборная панель могла освещаться разным светом ультрафиолетовым или инфракрасным. Ряд новых самолетов получили радар AN/APS-3 в обтекателе, на передней кромке правого крыла, эти машины получили обозначение TBM-3D.
Новая модель стала основным вариантом Эвенджера и до конца войны выпустили больше 4000 самолетов.
Выпускали и облегченную версию самолета ТВМ-3Е.
Эвенджеры поставляли по ленд-лизу и в Великобритании. Свои Свордфиши и Альбакоры были совершенно устаревшими бипланами. Первоначально ранним Эвенджерам присвоили обозначение TBF-1В, но англичане их назвали Тарпон Мк 1. Позже флот США перестал присваивать специальные обозначения для ленд-лизовских самолетов поставляемых в Британию. Потом когда англичане стали воевать на Тихом океане, они сами переименовали их в Эвенджеры.
Эвенджеров поставили 958 штук всех модификаций. Англичане поставили свои английские прицелы, радиооборудование и кислородные системы.
Кабину изменили, для того чтобы разместить штурмана позади пилота, устанавливались узлы для крепления взлетных ракетных ускорителей, в отсеке радиста ставили камеру, сделали складывающуюся шарнирную радиоантенну, для улучшения видимости с места радиста два овальных окна на бортах фюзеляжа заменили круглым блистером.
Первой британской эскадрильей получившей Тапоны Марк 1 стала 832-я эскадрилья. ВВС флота Англии использовал Эвенджеры в Северной Атлантике и Северном море для противолодочных операций, для атак немецких кораблей в берегов Норвегии. Часть самолетов базировались на берегу Великобритании обороняя побережье от кораблей и подводных лодок.
В 1945 г. Эвенджеры Великобритании атаковали японские острова с четырех британских авианосцев.
24 января 1945 г. Эвенджеры атаковали нефтеперегонные заводы в Палембанге на острове Суматра. В результате 95 атак было потеряно 6 самолетов.
После окончания войны ВВС английского флота начали расформирование эскадрильи Эвенджеров, их даже посбрасывали самолеты прямо в море. Последняя британская эскадрилья Эвенджеров была расформирована в июне 1946 г.
В США Эвенджер продолжал оставаться на вооружении еще до 1954 г. Эвенджеры широко экспортировали в Великобританию, Новую Зеландию, Нидерланды, Канаду, Францию, Японию и Уругвай до 60-х гг.
Вскоре после начала Корейской войны флот США переделал часть Эвенджеров в транспортники. Для самолета разработали специальную проволочную корзину, которую помещали в бомбоотсек. Концепция "бортового перевозчика" была настолько удачной, что породило специальные самолеты материально-технического обеспечения, в настоящее время эти функции выполняет самолет Грумман C-2 "Грейхаунд".
Поскольку СССР решил наращивать строительство подлодок, ряд ТВМ-3Е сделали специализированными противолодочными самолетами TBM-3S с установкой новой электроники и вооружения, демонтировали кислородную установку, под правым крылом установили прожектора, позади отсека радиста установку для сброса сонарных буев.
В бомбоотсеке разместили глубинные бомбы и акустические торпеды, были сохранены направляющие для ракет.
На базе Эвенджера делали и самолет радиолокационного дозора TBM-3W. Специальные противолодочные самолеты сохранились и поныне, сейчас это Локхид S-3A "Викинг".
У TBM-3W для установки радара снимали вооружение, броню, бомбовое оборудование. Радар устанавливали в переднюю часть бомбоотсека прикрытую стекловидным обтекателем, установленным под фюзеляжем, в котором размещалась антенна радара APS-20. В отсеке радиста организовали рабочие места двух операторов, а в фюзеляж установили специальную радарную аппаратуру, аппаратуру передачи данных, радиостанцию УКВ и другую электронику. Длинный фонарь кабины и стрелковая башенка заменена одиночной кабиной пилота, для улучшения боковой устойчивости на горизонтальных стабилизаторах были установлены дополнительные вертикальные стабилизаторы.
Самолеты с радарами на войну опоздали, но оказались ценными и после войны и служили до середины 50-х гг. Потом их заменили Грумман "Гардиан" и Дуглас "Скайрайдер".
Подобный самолет есть и сейчас это знаменитый Грумман "Хокай" самолет дальнего радиолокационного дозора.
В целом можно сказать, что Эвенджеры оказались удачными многофункциональными палубными самолетами. Они успешно действовали против подлодок, кораблей, по наземным и даже воздушным целям.
Спасибо за прочтение