Политика Российского государства по христианизации нерусских народов на протяжении второй половины XVI – XVIII вв. привела к формированию среди татар особой группы населения с общим наименованием "кряшены" ("керәшен").
До вхождения Среднего Поволжья в состав России народа "кряшен" не существовало. Различные гипотезы о якобы существовавших в Волжской Булгарии православных булгарах-кряшенах или попытки связать кряшен с тюркским племенем "керчин" (кераиты), исповедовавшим христианство несторианского толка, не имеют научного обоснования.
Слово "кряшен" происходит от русского «крещёный», трансформировавшееся в соответствии с фонетическими законами татарского языка в керәшен. В исторических источниках XIX – начала ХХ в. подчеркивается, что соседи крещёных татар называли их "крещёнами" или "крещёнинами". Даже в 1921 г. жители села Верхние Казыли Лаишевского кантона ТАССР говорили: "У нас кряшен не зовут кряшенами, а зовут – крещёны, от слова “крещение".
Татары называли "кряшенами" всех крестившихся сородичей. Сам факт обращения в православие для татар-мусульман означал утерю человеком важного элемента «татарскости» и приобретение им кряшенского «статуса». Точно также относились к принявшим православие сородичам и других народы Волго-Уралья. Долгое время чуваши, марийцы и удмурты, придерживающиеся языческих верований называли своих крещёных соплеменников "кряшенами", "кряженами" или "крёщонами". Однако постепенно ходе массового обращения в православие в XVIII в., основная часть этих народностей крестилась и сохранила прежний этноним.
Крещеные татары в Казанской губернии сами себя называют кряшин, а русские зовут их крещёнами...
Н.И. Ильминский, 1864 г.
Со второй половины XVI в. в официальных документах и законодательных актах крестившиеся татары и представители других нерусских народов Среднего Поволжья и Приуралья начинают именоваться «новокрещеными» (c XVIII в. старо и новокрещеными). Это название подчеркивало не только особый конфессиональный, но и социальный статус крещёных татар. Постепенно и окружающие их народы начинают называть их кряшенами.
В XIX в. наименование «кряшены» начинает активно использоваться как в русских, так и татарских источниках, для обозначения крещёных татар укрепившихся в православии. В это время происходит окончательное встраивание в массовое сознание крещёных татар этого конфессионима и постепенное вытеснении им локальных названий (тавлы, бакалы, керин и др.). Большую роль в этом сыграло внедрение миссионерско-просветительской системы педагога Николая Ивановича Ильминского.
Несмотря на это уже к началу XX в. около половины кряшен отпало обратно в мусульманство и в советских переписях лишь небольшая часть татар показала себя "кряшенами".