Рассматривал недавно старую рекламную открытку , выпущенную примерно между 1899 и 1904 годами. И называется она
"САМОЛЕТ В ИРКУТСК". Как?
Я долго пытался рассмотреть самолет.
А вы уже нашли? Если нет, придется немного проследить за ходом моего расследования.
Открытка эта из серии чайных открыток-этикеток и посвящена Великому чайному пути. В 60 открытках был показан маршрут, по которому чай из Кяхты достигал Санкт-Петербурга.
Заказчиком серии открыток была контора Общества кяхтинских чаеторговцев А.А. Хомзе, И.А. Басова и М.А. Коковина Цзинь-Лунь.
Авторами - русские художники: живописец, график Овсянников Валерий Павлович и художник-баталист, писатель Каразин Николай Николаевич.
Город Иркутск мы знаем, что расположен он на Байкале (в 66 км от него). И еще узнаем, что стоит он на берегах реки Ангары, при впадении в неё реки Иркут.
И что , помогла мне как-то эта инфа? Нет. Самолет я так и не нашёл. Пришлось пускать мысль в другом направлении .
Приходило на ум, что это или как-то связано с полетом в Иркутск на самолете. Так рекламировали его. Или, что ну совсем невероятно: т.к. на открытке паром изображен, то возможно его там называли самолётом.
Конечно же я начал рыть с первой версии и узнал вот что:
Первый самолёт в России был выпущен на заводе «Дукс» в Москве в 1909 году. И еще много чего прочитал пока не сообразил, что года не совпадают с датой выпуска открытки. А может просто было интересно.
И вряд ли какой иностранный самолет мог тогда появится в Сибири.
И вот не веря, что я найду ответ стал искать самолет-паром.
И , о чудо сразу же случилось !
Зачем нужен самолёт? Да чтобы по небу летать. Вот удивились бы наши предки, услышав такое! Самолётом-то землю пашут! — утверждали бы они.
Для распашки тяжелых грунтов был придуман легкий железный плуг-косуля, отбрасывавший вспахиваемую землю в сторону. Он легче был в работе и лошадь быстрее его тащила (летела), поэтому и назвали его самолет.
В середине XVIII века на вопрос, для чего нужен самолёт, знающие люди нам бы ответили: чтобы ткать! Почему? Да потому, что английский изобретатель Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий стан: теперь челноком управлял особый механизм и вместо двух человек полотно мог изготавливать один. Когда новый челнок появился в России и мастерá увидели, как он сам собой словно летает туда-сюда, им на ум пришло слово самолёт.
(Наука и жизнь N11, 2011, "Самолёт, а не летает")
Но самолетами в те времена назывались и речные паромы.
И уже в далеком 1701 году Царь Петр Алексеевич использовал их в своих битвах со шведами..
«В конце сентября начаты были осадные работы против юго-западной части крепости, а для полного обложения ее приняты следующие меры: из Ладожского озера отправлено волоком 50 лодок, которые поставлены на Неве, ниже Нотебурга (( крепости Орешек (позже переименованной в Шлиссельбург )) особый отряд (1 тыс.) переправлен на правый берег и, овладев находившимся там укреплениям, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы».
( Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)
Определяют две конструкции русских самолетов XVIII века:
1. Для переправы через реку до 40 метров между берегами натягивался канат, а самолет цеплялся к нему одним или двумя скользящими тросами
2. Вместо натяжного каната (между берегами) используется закидной канат с якорем на середине реки.
В обоих случаях сила течения заставляла двигаться паром поперек реки. А управлять скоростью движения можно было как изменением длины скользящих тросов, так и обычным судовым рулём.
Так что оказалось самолёт на открытке все же есть!
Свое «быстрое» название паромы-самолеты передали волжскому пароходству «Самолет». Пароходы, принадлежавшие компании «Самолет» были окрашены в бело-красные цвета. Они, конечно, не летали, но быстро и регулярно ходили по Волге и ее притокам более 60 лет: с 1853 до 1918 года.
В дальнейшем слово «самолет» успешно смогло заменить иностранный «аэроплан» и паромы, плуги и ткацкие станки уже никак не ассоциируются у нас с ним. Ну вообще никак.