Грузию я объездил без преувеличения почти всю. Осталось только несколько небольших кусочков — надеюсь весной их «добить».
В компактной стране очень разный климат. Есть всё, от почти итальянских пейзажей на побережье до суровых снежных северов со стального цвета озёрами на Параванском нагорье. Всё очень близко. Захотелось сменить обстановку, пара часов езды — пожалуйста.
На некоторых дорожках жалею, что давно продал свой мотоцикл и до сих пор не купил новый (кстати, купить его тут можно процентов на 30-40 дешевле, чем в Москве). Такие живописные причудливые извивы просто жалко проходить на моем шумном пыхтящем от натуги пикапе.
Больше всего, пожалуй, мне приглянулся заповедник Вашловани. Тихо, особенно в несезон. Совсем нет связи и жилья, кроме маленького кемпинга и десятка полуразрушенных домиков. Пару из этих домиков восстановили и даже приставили к ним на охрану маленького кособокого старичка, который с трудом изъясняется на любом языке мира, включая родной грузинский. В одном из этих домиков мы и поселились на недельку. Прямо перед крыльцом висела Большая Медведица, над головами с писком проносились летучие мыши, а у ног шумно дышал огромный лохматый пёс неизвестной местной породы. А кроме этого — ни одного звука.
Весной Вашловани покрывается яркой зеленью и становится совершенно пасторальным, а к осени превращается в местную Мексику с пересушенной землей, покрытой слоем колючек. В колючках этих, кстати, собака лишилась роскошного хвоста и юбки: так намертво забила их колючками, что пришлось отстричь. Собаке в Вашловани вообще не везло: она ещё и чуть в грязевом вулкане не утопилась, но об этом как-нибудь в другой раз... Посередине заповедника — заброшенная плантация... ананасов. Забавно. В январе прилетают зимовать пеликаны, носятся над головами белыми птеродактилями.
На нагорье Паравани вечный ветер и суровые обветренные хижины с земляными крышами и непременными спутниковыми тарелками на них. У побережья — трогательные жестяные крыши с навершиями-звёздочками... Можно перечислять бесконечно, а лучше, конечно, смотреть своими глазами.