«(...) Там, во сне, на поляне лесной - золотой, небывалый покой, поцелуи, что пахнут травою. (...)»
- Константы Ильдефонс Галчинский
Говорят, что художник - человек с исключительной чувствительностью, потому что только чрезвычайно тонкий подход к окружающему миру позволяет ему изливать свои эмоции на полотно таким образом, что его работа будет радовать. Во второй половине девятнадцатого века был создан архетип безумного художника с диким воображением, опередившим свое время не подходил этому канону, потому что он был слишком замкнутым для своего времени.
Конец девятнадцатого века во Франции был новаторским, откровенным и голодным для харизматических юнитов, которые не принадлежали одиночке и мечтателю Редону. Сегодня этот художник остается в тени своих великих сверстников - Клода Моне, Пола Сезанна или Огюста Родена. Но, возможно, благодаря этому мы можем воспринимать его работу не через призму популярности, а через характер и уникальность его художественного произведения.
Одилон Редон часто считается символистом. Характер его работ соответствовал предположениям этого направления. Они укрепляют веру в то, что живопись является носителем духовного содержания. Они также показывают, что роль художника состоит в том, чтобы изобразить идею и выразить тонкую, но тревожную атмосферу.
Художник, создавая, опирался на свое удивительное воображение, которое стало важнее реальности. Что Редона связывает с символистами, так это его отношение к импрессионистам. Символисты обвиняли их в поверхностности и отсутствии более глубокого смысла в своих произведениях. Однако нежелание Редона было связано с тем, что его работы - в отличие от работ импрессионистов - встретились с полным недоразумением.
Важной связью между работами Одилона Редона и даже Гюстава Моро или Арнольда Бёклина был романтический интерес к природе и сфере. В искусстве увлечение сном проявлялось в направлении общепринятого соглашения, то есть того, что показывает реальность в форме сна, сна или кошмара. Они искали вдохновение в традициях искусства - в основном в древности, в которой нужно искать источники онейризма.
Средневековье, обожаемое символистами, также сыграло важную роль. Работам был придан иррациональный характер, близкий к мечтам, библейским или мифологическим видениям, перенесенным на модель ренессансного кватроцентра и романтизма.
Принц снов
Редона обычно называют, в честь писателя Йориса-Карла Хейсманса, «принцем снов». На фоне своих современников он лучше всего понимал смысл онейризма и даже неосознанно включал в работу свои формальные и содержательные предположения. Биография художника, несомненно, повлияла на характер его работ и, прежде всего, его детство, которое он почти полностью провел на попечении своего дяди в сельской местности недалеко от Бордо.
Он был сыном французского колониста и матери Креольки. Он был зачат во время путешествия своего отца в Южную Америку и родился сразу после возвращения во Францию. Всю свою жизнь он искал эту экзотическую и сказочную историю далекого континента, о чем свидетельствует имя его матери в качестве художественного прозвища.
Он был очень тихим и замкнутым ребенком, уделяя больше внимания наблюдению за природой и собственным воображением, чем за обучением и прозой повседневной жизни. Эта обособленность сопровождалась отсутствием понимания со стороны как большой семьи, так и академических профессоров, чье образование он отверг как художник, которому было более двадцати лет, и он был уверен в своих убеждениях.
Первыми, кто по достоинству оценил его чувствительность и разные взгляды на искусство, были ботаник Армо Клаво и гравер Родольф Бреден. Именно Клаво представил Редона в мир микроорганизмов и показал, как наблюдать за природой. Бреден, с другой стороны, научил его графическим методам и тому, как перенести видения своей мечты на бумагу.
Результатом этих открытий стали первые рисунки углем, на которых изображен глазной шар 1878 года. Предметом работы является огромный воздушный шар, управляемый теплым воздухом, изобретение времен Редона, которое наверняка должно было радовать художника. Этот воздушный шар поднимается над поверхностью земли и скользит к небу, в бесконечные пространства. Фокусом, однако, является большой глаз, который является основной частью воздушного шара.
Это глаз, который мечтательно смотрит на небо, на бесконечность, которой он достигает. Огромный глаз с густыми ресницами, почти похожими на лучи солнца, спрятавшийся за огромным воздушным шаром, несет в себе нечто такое бесконечное. Этот взгляд отсутствует, как бы грустный. Глаза часто появляются на картинах Редона. Возможно, потому что благодаря им интроверт может открыться миру. Они были его окном в окружающую реальность, инструментом для его поглощения и обработки в уме.
Глаза, по словам романтиков, были зеркалом человеческой души, а в случае с Одилоном-одиночкой должны были показать богатство и уникальность художника. Глядя на этот рисунок, вы действительно не чувствуете странности.
Автор вложил в него так много, что эта иррациональная комбинация дала черты вероятности, создается впечатление, что такой гибрид действительно может существовать, и это потому, что художник так убедительно нарисовал то, что жило в его воображении.