Все мы привыкли видеть в конструкции горного велосипеда амортизационную вилку, но нужна ли она действительно всем? Если говорить о жестких оф-роад дисциплинах – безусловно. А вот с хардтейлами не все так однозначно. На самом-то деле, большинству владельцев хардтейлов, ригидная (жесткая) вилка принесет намного больше пользы.
Небольшая оговорка: текст рассчитан больше на новичков, и информация будет подана максимально просто, дабы открыть глаза на некоторые вещи, которые часто упускаются при выборе байка. Впрочем, ничего не мешает вам – опытным катальцам бомбануть в комментариях, если вы с чем-то не согласны)
Так уж сложилось, что горные велосипеды пользуются намного бОльшим спросом, чем, к примеру, гибридные, шоссейные или кроссовые. А вот цели использования не всегда соответствуют назначению байка. Обычно бОльшая часть заездов проходит по асфальту, ну а весь оф-роад ограничивается укатанной грунтовкой. Вот как раз с такими задачами лучше справится жесткая вилка. И вот почему.
Отсутствие лишней амортизации
В городских условиях амортизация практически не нужна. С неровностями асфальта отлично справятся покрышки. На приличных ухабах может и будет потряхивать, но с другой стороны, байк на ригидной вилке станет невероятно отзывчивым и резким. К тому же появится хороший накат. При езде по ровным поверхностям это куда важнее амортизации. На трейлах амо-вилка незаменима. Так как амортизации покрышек явно недостаточно, вилка помогает сгладить все неровности с минимальной потерей хода. А вот на гладком покрытии ее работа лишь сжирает значительную часть прилагаемых усилий. Поэтому ригид все-таки выглядит поинтереснее для езды по городу.
Вес
Здесь, наверное, и кроется самое приятное. Амо-вилки хорошего уровня весят около 2 кг, или чуть поменьше, начального – 2,5 кг и более. А вот ригидная вилка, к примеру, под 29-е колеса может весить 600-700 грамм. Амо-вилка той же ценовой категории, скорее всего будет тяжелее раза в 2,5, а то и 3. При езде в гору по асфальту, легкой брусчатке или укатанному грунту никакая блокировка хода или затупление не заменит ригидную вилку. Разница в 1-1,5 кг чувствуется очень хорошо. Ну и таскать вел на руках станет гораздо проще.
Обслуживание
Ригидная вилка в общем-то не нуждается в обслуживании. Она неразборная, в ней нет пружин, воздушных камер, сальников, ее не нужно смазывать. Конструкция максимально простая, поэтому надежная. А вот амо-вилку придется обслуживать, даже если вы катаетесь лишь по гладенькому асфальту, так как она все равно будет изнашиваться, рано или поздно ее придется перебирать, чистить, менять масло и т.д. В противном случае не ждите от нее хорошей работы. Ригидная вилка может прийти в негодность, только в случае разлома. Так что, если вы гоняете по городу и не желаете заморачиваться с обслуживанием, жесткая вилка – ваш вариант.
Заключение
Скорее всего, люди, как выбирали, так и будут выбирать горные байки на все случаи жизни. Да, мтб универсален и практичен, но, согласитесь, не рационально брать горный байк, например, только для ежедневных поездок на работу или прогулок по набережной. Если ваша территория – исключительно асфальт, имеет смысл задуматься о переходе на ригид. Конечно, байк на жесткой вилке не получится выгулять на трейлы или дропы. Но как только ваши покрышки коснуться жесткого гладкого полотна, ригидный мтб отработает себя на все 100 процентов.