Найти в Дзене

История современной науки о питании - последствия для текущих исследований. Часть 2

1950-е-1970-е годы: жир против сахара и дефицит белка В течение следующих 20-30 лет в странах с высоким уровнем дохода резко сократилось калорийное недоедание и специфический витаминный дефицит из-за экономического развития и значительного увеличения дешевой переработки основных продуктов питания, обогащенных минералами и витаминами. В то же время стало признаваться растущее бремя неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, что привело к появлению новых направлений исследований. Внимание было сосредоточено на двух областях: диетический жир и сахар. Ранние экологические исследования и небольшие, краткосрочные вмешательства, наиболее заметными из которых были Ансель Киз, Фредерик Стар и Марк Хегстед, способствовали формированию широко распространенного мнения о том, что жиры являются одним из основных факторов, способствующих возникновению сердечных заболеваний. В то же время, в работе Джона Юдкина и других авторов были замечены излишки сахара при ишемической болезни, гипертриглиц
Оглавление

1950-е-1970-е годы: жир против сахара и дефицит белка

В течение следующих 20-30 лет в странах с высоким уровнем дохода резко сократилось калорийное недоедание и специфический витаминный дефицит из-за экономического развития и значительного увеличения дешевой переработки основных продуктов питания, обогащенных минералами и витаминами. В то же время стало признаваться растущее бремя неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, что привело к появлению новых направлений исследований. Внимание было сосредоточено на двух областях: диетический жир и сахар.

Ранние экологические исследования и небольшие, краткосрочные вмешательства, наиболее заметными из которых были Ансель Киз, Фредерик Стар и Марк Хегстед, способствовали формированию широко распространенного мнения о том, что жиры являются одним из основных факторов, способствующих возникновению сердечных заболеваний. В то же время, в работе Джона Юдкина и других авторов были замечены излишки сахара при ишемической болезни, гипертриглицеридемии, раке и кариесе. В конечном итоге, упор на жир получил научное и политическое признание, воплощенное в докладе комитета Сената США 1977 года "Цели в области рациона питания для Соединенных Штатов Америки", в котором рекомендованы диеты с низким содержанием жира и низким уровнем холестерина для всех. Это было не без споров: в 1980 году Совет по вопросам продовольствия и питания Национальной академии наук США рассмотрел данные и пришел к выводу, что существует недостаточно доказательств для ограничения общего количества жиров, насыщенных жиров и холестерина в рационе питания для всего населения.

Некоторые интерпретируют эти противоречия как свидетельство влияния промышленности, а другие как естественные разногласия и эволюция ранней науки. Более актуальным является то, что и теория диетического жира, и теория сахара основываются на модели питания, разработанной для борьбы с заболеваниями, вызванными дефицитом: определение и выделение одного соответствующего питательного вещества, оценка его изолированного физиологического эффекта и количественная оценка оптимального уровня его потребления в целях профилактики заболеваний. К сожалению, как показали последующие исследования, такие редукционистские модели плохо трансформируются в неинфекционные заболевания.

https://images.pexels.com/photos/1092730/pexels-photo-1092730.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=3&h=750&w=1260
https://images.pexels.com/photos/1092730/pexels-photo-1092730.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=3&h=750&w=1260

В менее богатых странах основные цели политики в области питания и рекомендации в этот период по-прежнему касались увеличения калорийности и отдельных питательных микроэлементов. Во многих отношениях продовольствие стало рассматриваться как средство доставки основных питательных веществ и калорий. Соответственно, сельскохозяйственная наука и техника уделяли особое внимание производству недорогих, стабильных на полках и энергетически плотных крахмальных продуктов, таких как пшеница, рис и кукуруза, с соответствующей селекцией и переработкой для максимального извлечения и очистки крахмала. Как и в странах с высоким уровнем доходов, эти усилия сопровождались обогащением основных продуктов питания, а также программами продовольственной помощи для содействия выживанию и росту младенцев и маленьких детей в уязвимых группах населения.

Ученые, сосредоточившие внимание на проблеме недоедания, разошлись во мнениях относительно роли общего количества калорий и белка в заболеваниях младенцев и детей, таких как маразм и квашиоркор, также называемых «заболеваниями, вызванными белково-калорийной недостаточностью». Поддержка концепции "белкового дефицита" привела к широкомасштабной промышленной разработке формул, обогащенных белками, и дополнительных продуктов питания для развивающихся стран. Другие ученые поддержали основную роль недостаточности калорий и считали, что обогащенные белками формулы и продукты питания не должны заменять грудное молоко. Как писал один видный ученый в 1966 г., "Миллионы долларов и годы усилий... на разработку этих [высокобелковых] продуктов питания были бы лучше потрачены на усилия по сохранению практики грудного вскармливания... будучи заброшенными повсюду".

Дебаты по существу закончились, когда в 1975 году ведущие ученые США и Лондона независимо друг от друга пришли к выводу о том, что главной проблемой является нехватка продовольствия: "Концепция мирового белкового дефицита... уже не является обоснованной... проблема в основном заключается в количестве, а не в качестве пищи".

Этот вывод повлиял на последующие усилия по борьбе с недоеданием в развивающихся странах.

Продолжение в следующей статье…