Найти тему
газета "ИСТОКИ"

КАКОЙ ДИАГНОЗ У АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ?

Хороших фильмов нынче мало. Даже в кинотеатр идти не хочется. Американские боевики, хорроры, глупые комедии, парочка отечественных картин ни о чем. Но есть и фильмы именитых режиссеров, которые смотреть интересно всегда. Случается и так, что отношение к творчеству этих же самых режиссеров меняется с течением жизни. Так происходит и со мной. Например, пересматривая картину «9 рота» Федора Бондарчука, я то испытываю омерзительные чувства, то начинаю понимать героев, то пытаюсь убедить себя в том, что это фильм для мужчин, затем плачу над определенными эпизодами. Наверное, это показательно. И, наверное, этот интерес, что не теряется с многократным просмотром фильма, говорит о хорошем качестве творческого продукта.

А сегодня мне хочется поделиться своими впечатлениями о творчестве Алексея Учителя.

В юношеские годы я посмотрела два его фильмы – «Прогулка» и «Космос как предчувствие». Если первый стал одним из моих любимых, то второй вызвал противоречивые чувства.

Еще одной картиной, которую я увидела чуть позже, был фильм «Край». Здесь тоже было все неоднозначно, но он разительно отличался от двух предыдущих.

Когда на экраны вышла скандальная «Матильда», я отправилась на премьерный показ… И была жутко разочарована. Такой пошлости и смыслового безвкусия не видела давно. На фоне роскошных интерьеров дворца, красочных декораций и костюмов все остальное (включая игру актеров) оказалось просто дрянной комедией-мелодрамой.

А недавно у меня наступил инсайт, и я поняла, какой именно невроз спрятан в любимых сюжетах Алексея Учителя. Давайте рассмотрим четыре фильма этого режиссера с точки зрения психологии.

На первом месте по возрастному развитию идет «Прогулка». Девушка заключает пари со своим женихом, что она в течение дня будет идти на каблуках по Санкт-Петербургу. Отдыхать запрещено, а еще ей нужно будет привести двух свидетелей, которые добровольно отправятся с ней на прогулку. В общем, идея интересная. Девушка встречает молодого человека Лешу. Он тут же в нее влюбляется, кажется, она тоже. А дальше начинается самое любопытное. Леша зачем-то приглашает присоединиться к их совместной прогулке еще и друга Петю. На первый взгляд все нормально, однако тут между друзьями происходит прямо-таки бой за девушку. Будем размышлять шире. Ни Леше, ни Пете девушка была не нужна. Им и так хорошо вместе. Приглядитесь. Петя лишь потому и пришел на свидание, что ему нужен был Леша. Дальше начинаются подростковые игры. Внимание! Вспомните детский период, когда девочки дружат только с девочками, а мальчики с мальчиками (в 9–11 лет), а затем группы девочек начинают дружить с группами мальчиков и наоборот (это уже возраст 12–14 лет – период групповых игр). Так вот, наши герои находятся в психологическом возрасте 9–11. Так кто из них за кого борется? В этом пубертате они меняются местами. То Петя ухаживает за Лешей, то Леша за Петей. Девушка, в которую они якобы влюблены, тут ни при чем. Задача этих инфантильных парней – быть друг с другом и в итоге доказать, что все женщины… (все девчонки дуры).
На первом месте по возрастному развитию идет «Прогулка». Девушка заключает пари со своим женихом, что она в течение дня будет идти на каблуках по Санкт-Петербургу. Отдыхать запрещено, а еще ей нужно будет привести двух свидетелей, которые добровольно отправятся с ней на прогулку. В общем, идея интересная. Девушка встречает молодого человека Лешу. Он тут же в нее влюбляется, кажется, она тоже. А дальше начинается самое любопытное. Леша зачем-то приглашает присоединиться к их совместной прогулке еще и друга Петю. На первый взгляд все нормально, однако тут между друзьями происходит прямо-таки бой за девушку. Будем размышлять шире. Ни Леше, ни Пете девушка была не нужна. Им и так хорошо вместе. Приглядитесь. Петя лишь потому и пришел на свидание, что ему нужен был Леша. Дальше начинаются подростковые игры. Внимание! Вспомните детский период, когда девочки дружат только с девочками, а мальчики с мальчиками (в 9–11 лет), а затем группы девочек начинают дружить с группами мальчиков и наоборот (это уже возраст 12–14 лет – период групповых игр). Так вот, наши герои находятся в психологическом возрасте 9–11. Так кто из них за кого борется? В этом пубертате они меняются местами. То Петя ухаживает за Лешей, то Леша за Петей. Девушка, в которую они якобы влюблены, тут ни при чем. Задача этих инфантильных парней – быть друг с другом и в итоге доказать, что все женщины… (все девчонки дуры).

Конечно, это лишь фантазия сценариста. Наверное, в его жизни главная цель доказать, что все девчонки дуры. Но и у режиссера Учителя тоже странное отношение к женщинам, причем во всех его фильмах. Итак, «Прогулка» заканчивается тем, что девушка кидает обоих парней (она, вообще, с ними не по-настоящему, она же с женихом поспорила просто). И они наконец-то (о, мечта всех застрявших в подростковом возрасте) остаются вместе, больше не надо ни с кем конкурировать и доказывать свое превосходство – можно расслабиться – девушка оказалась дрянью, а они утешат друг друга.

Идем дальше. Ничего ли вам не напоминает сюжет фильма «Космос как предчувствие»? Главные герои – официантка Лара, ее сестра Римма, Витек (со странным прозвищем Конек) и его друг Герман. Снова все разошлись по парам... В кого влюблен Конек? Уж точно не в Лару и не в ее сестру Римму. Он восхищен брутальным Германом. Тут психологический возраст героев уже постарше (12–14).
Идем дальше. Ничего ли вам не напоминает сюжет фильма «Космос как предчувствие»? Главные герои – официантка Лара, ее сестра Римма, Витек (со странным прозвищем Конек) и его друг Герман. Снова все разошлись по парам... В кого влюблен Конек? Уж точно не в Лару и не в ее сестру Римму. Он восхищен брутальным Германом. Тут психологический возраст героев уже постарше (12–14).

Герман соблазняет женщину Конька… А Конек переключается на ее сестру. Замечательно. А какая любовь была. Взяли и махнулись. Ведь, опять-таки, главное доказать – все девчонки дуры.

Не будем углубляться во внутренние конфликты героев, в их невероятную живость и неоднозначность. Просто поймем, все они у Алексея Учителя – инфантильные подростки, которые играют в свои подростковые игры.

Интересна именно та легкость, с которой персонажи предают друг друга, не задумываются о последствиях, о чувствах близких людей. И режиссеру они кажутся настоящими, думаю, он испытывает симпатию.

Да, порядочных героев в фильмах Учителя немного.

Вот, например, паровозный гонщик Игнат. Что он делает первым делом, приехав в таежный поселок? Правильно, отбивает у местного мужика женщину. Затем этот «хороший герой» бросает ее и находит в лесу другую. Но у первой-то репутации уже никакой. Но кого же это волнует?

Обратите внимание, что главные герои-мужчины у режиссера не бывают порочными (все они простодушные, брутальные, харизматичные, то есть для них всегда существует какое-то оправдание).

Все та же беда и с женскими образами в «Матильде». Главная героиня – ветреная балерина, а жена царя Николая II – глупая курица. Последний император добрый и хороший, но все время мечется между двумя женщинами.
Все та же беда и с женскими образами в «Матильде». Главная героиня – ветреная балерина, а жена царя Николая II – глупая курица. Последний император добрый и хороший, но все время мечется между двумя женщинами.

Итак, анализируя кинокартины Учителя, постоянно ловишь себя на мысли, что режиссер при помощи своих фильмов пытается решить внутреннюю проблему незавершенной социализации. Женщины у него всегда показаны однобоко, примитивно. К сожалению, такая поверхность и неумение показать светлую сторону героя, оставляют ощущение, что все его фильмы неглубоки. Получается, что он не привносит ничего нового, а так и топчется на месте. Про «Матильду» и говорить, наверное, не стоит – это уже и не искусство, а так… хайп.

Ева СИЛЬВЕР

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!