Найти тему

Как адаптировать свой продукт под изменившиеся запросы покупателей в кризис

Оглавление

Добрый день, друзья! 🌿

Меня зовут Евгения Ли. Я - маркетолог, эксперт по целевой аудитории и позиционированию. Думаю, большинство из вас знакомо с моим аккаунтом в Инстаграм, а если нет, то добро пожаловать.

В качестве экстренной помощи микробизнесу в текущей ситуации я создала практикум по тому, как адаптировать ваш продукт под изменившиеся потребности покупателей. Но сразу хочу предупредить, что волшебной таблетки здесь не будет - потому я и назвала это «практикумом»: придётся работать и шевелить извилинами. И в этом я собираюсь помочь ☺️.

Наша с вами цель - провести ревизию вашего рабочего описания целевой аудитории, выяснить, как меняются ее ценности и эмоциональные триггеры, и найти ключики к успешным продажам. А для этого в 99% случаев придётся менять ваш существующий продукт: вы ведь прекрасно знаете, что нельзя делать то же самое, и ожидать какого-то нового результата 😉.

Ниже в этой статье я рассказываю о первых «блоках» фундамента - делюсь пониманием того, что вообще сейчас происходит, какие существуют тренды и как на кризис реагирует обычный покупатель.

Рада, что вы приняли решение не сидеть сложа руки и подготовить основу для более высоких продаж! 💰

Введение

Так вышло, что в начале 2020 года мы оказались на краю обрыва и нам важно теперь не упасть 😉.

Новая реальность состоит в том, что в ближайшее время бизнесам будет трудно, а предпринимателям будет больно. Часто с приставкой «очень»...

Я пишу это не для того, чтобы вас напугать, а для того, чтобы снять розовые очки (если они у кого-то остались) и ещё для того, чтобы вы понимали, что начать действовать нужно было ещё «позавчера».

Люди в настоящий момент находятся на разных стадиях: от отрицания до принятия. Но!!! чем раньше вы примете ситуацию, тем быстрее начнёте что-то в ней менять. Только из этого состояния можно ДЕЙСТВОВАТЬ.

Согласно экономической теории у любого кризиса выделяют 3 выраженные волны:

🌊 В первую очередь страдают компании, которые только вышли на рынок и ещё не успели на нем закрепиться + компании, которые переживают внутренний кризис (неумение управлять финансами, ошибки делегирования, плохо отлаженную систему привлечения клиентов...). Предпринимателям, оказавшимся в такой ситуации, важно взять эту паузу, чтобы обрести нужные компетенции и подготовиться к новому старту: через обучение, менторство, анализ и т.п.

🌊 Вторым эшелоном идут компании, которые допустили ошибки на первом этапе кризиса, которые приняли неверные решения. Мы с вами будем немного затрагивать базовую бизнес-модель и вы сможете понять, насколько части вашего проекта согласуются между собой, и увидеть зоны риска.

🌊 И на третьем, последнем этапе страдают все остальные: остаются только компании, производящие товары первой необходимости (ту самую гречку с туалетной бумагой), либо те, кто имеет господдержку (стратегически важные).

Мы с вами - представители малого бизнеса и микробизнеса - первые жертвы, нам господдержка не светит.

Это минус.

Но есть преимущество перед большими компаниями: оно заключается в гибкости, в креативности, в маневренности и в скорости принятия решений!

Это то, над чем мы будем работать на практикуме: быстро и правильно адаптироваться под ситуацию.

Тренды

Начнем с большой картинки в целом. Каким будет общество после этого кризиса?

Я собрала мнения экспертов и аналитику о том, чего ждать, и выделила 6 основных моментов

1️⃣ ОТКРЫТОСТЬ ДАННЫХ И ГОСКОНТРОЛЬ

Что происходит?

Чем большая часть жизни попадает в интернет, тем сильнее люди озабочены приватностью данных.

Способ сдержать пандемию — отслеживать инфицированных, поэтому государство контролирует передвижение. Это вызывает опасения: нет гарантий, что в будущем меры, введенные сейчас, прекратят действовать.

Контроль распространяется с передвижений на состояние здоровья: уже идут проекты по массовому отслеживанию здоровья с фитнес-трекеров.

Чего мы можем ожидать?

Люди массово беспокоятся о бесконтрольном распространении личной информации и о том, как власти будут использовать инструменты контроля после эпидемии. Люди будут очень избирательны к тому, где оставлять свои e-mail и номера телефонов ➡️ каждая такая просьба будет вызывать разную степень раздражения, что усложнит сбор лидов.

2️⃣ ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Что происходит?

Инфодемия — одно из явлений, которое идет рука об руку с коронавирусом: волна недостоверной информации, домыслов, слухов из разных источников, которые люди передают друг другу и провоцируют панику.

Чего мы можем ожидать?

Борьба с недостоверной информацией может привести к тому, что государство усилит контроль — и, возможно, это приведет к расцвету цензуры. Люди боятся ужесточения наказания за фейки и шутки на социально-резонансные темы ➡️ становятся более закрытыми и всё сложнее будет проанализировать их настоящие интересы на основе профилей в соц.сетях

3️⃣ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРИВЫЧКИ

Что происходит?

🍎76% потребителей изменили привычки, связанные с хобби и потреблением контента

🍎21% стали чаще читать онлайн-книги

🍎20% стали чаще проводить время в социальных сетях

🍎18% чаще просматривают видео, 12% — слушают музыку и радио

За два последних месяца выросла популярность всех дистанционных финансовых сервисов: увеличилось число тех, кто удаленно оплачивает счета и число тех, кто переводит деньги онлайн.

Потребление тоже меняется: из-за кризиса и безработицы у людей будет меньше денег. Сейчас в России на фоне карантина люди стали покупать на 30% меньше: при этом по картам естественно платят всё реже в общественных местах и всё больше - в интернете.

Чего мы можем ожидать?

✔️Изменения бытовых привычек. Скорее всего, люди будут тщательнее относиться к гигиене и изменят отношение к культурным традициям вроде рукопожатия и вторжения в личное пространство.

✔️Изменения привычек в потреблении. Рост онлайн-покупок, который и так наблюдался в последние годы, продолжится. Доля потребителей, которые совершают более половины своих покупок в интернете, с момента возникновения вируса увеличилась на 25-80%. В пандемию покупать онлайн стали даже те, кто не делал этого раньше: был слишком консервативен, не мог освоить техническую сторону или не хотел заказывать товары, не пощупав ➡️ велика вероятность, что многие оценят удобство и продолжат покупать онлайн. Вероятны рост безналичной и бесконтактной оплаты, рост магазинов без кассиров, услуг самовывоза — то есть наберут популярность действия, которые подразумевают минимум контакта с людьми.

4️⃣ РАБОТА И ОБРАЗОВАНИЕ

Что происходит?

Жизнь переходит в онлайн — обучение, торговля, реклама, спорт, коммуникации, даже вечеринки.

Рынок онлайн-образования и так быстро рос и до вируса, а закрытие школ и университетов способствует развитию этого формата.

Чего мы можем ожидать?

Возможно, карантин повлияет на нашу социальную активность - мы привыкнем проводить больше времени дома и меньше времени тратить на оффлайн общение.

✔️Удаленная работа. С одной стороны, есть вероятность, что за время самоизоляции работодатели и сотрудники осознают преимущества онлайна, отладят процессы удаленного взаимодействия, после чего многие не захотят возвращаться к прежнему формату работы. Такая ситуация может изменить спрос на аренду офисов, транспорт и технологии.

С другой стороны, не у всех есть подходящая техника, рабочее место, многие во время карантина оказались заперты в квартире вместе с детьми, что негативно влияет на работоспособность. Эта часть люди захотят вернуться в офисы, когда карантин будет снят.

✔️Онлайн-образование. В результате карантина государственное образование сделает огромный шаг вперед. Дистанционное обучение в школе или институте перестанет быть чем-то особенным и может стать равноценной заменой оффлайн-походу в школу.

5️⃣ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Что происходит?

Люди напуганы эпидемией, поэтому они озаботились гигиеной и тотальной дезинфекцией:

🍏64% россиян стали чаще мыть руки

🍏33% чаще используют санитайзеры

🍏26% чаще стали регулярно убираться дома

🍏15% чаще стирают одежду

Чего мы можем ожидать?

Подвиг «прийти больным на работу и работать» утратит героический оттенок, и останется тем, чем и является, — безответственным поступком, который подвергает риску окружающих. Могут появиться паспорта иммунитета и роботы-дезинфекторы. Возможно, в супермаркете мы, пройдя мимо тепловизора, будем брать вместе с тележкой одноразовые перчатки и удивляться, что раньше могло быть иначе. Как после 11 сентября появились рамки металлодетекторов, которые кажутся нам чем-то самим собой разумеющимся.

6️⃣ ВЗАИМОВЫРУЧКА И ЕДИНЕНИЕ

Что происходит?

Парадоксальным образом параллельно с разобщением и растущей агрессией, мы наблюдаем единение. У человечества появился общий враг, который не отличает богатого от бедного. На эмоциональном уровне (на физическом уровне есть страх заразиться) люди объединились против угрозы. Эпидемия стала общей бедой: активизировались волонтерские сообщества.

Бренды включаются в повестку — мы видим воодушевляющие реакции компаний на происходящее: модные дома шьют халаты и маски, фабрики косметики выпускают санитайзеры и антисептики, производители техники и автомобилей — аппараты ИВЛ.

Чего мы можем ожидать?

Общество сохранит чувство единения. Люди будут охотнее участвовать во флешмобах, благотворительных акциях и волонтерских движениях, но предпочтения будут получать те мероприятия, которые не будут требовать личных контактов с окружающими.

ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

✔️Люди досрочно погашают кредиты (насколько это возможно) - стараются избавиться от долгов в условиях нестабильности. 44-47% чувствуют свою финансовую незащищенность

✔️Доля тех, кто собирается провести ближайший отпуск дома или на даче выросла с 60 до 92%

✔️Падение спроса ожидается в 90% товарных категорий, предупреждают исследователи. Наиболее пострадавшими окажется сфера развлечений и досуга. Дальше идут алкоголь, косметика и одежда

✔️Число заказов из-за рубежа упало на 22%

✔️Количество рекламы падает: те, у кого всё плохо, замораживают бюджеты; тем, у кого сейчас всё хорошо, реклама пока не нужна особо. Реклама у блогеров, возможно, будет дешеветь

Люди начинают искать ПЛЮСЫ в сложившейся ситуации:

➕38% начали наконец-то высыпаться и каждый третий теперь спокойно может отдохнуть дома

➕начали заниматься делами, на которые вечно не хватало времени: 49% выполняют бытовые задачи, которые давно откладывали

➕29% начали читать книги, которые давно хотели прочесть

➕28% стали больше уделять времени своему хобби

➕15% стали заниматься спортом и делать зарядку

➕27% отметили, что занимаются благоустройством дома и ремонтом

Самое простое - это подумать, как ваш проект может либо поддержать какой-либо тренд, либо разнообразить/дополнить его, либо найти в востребованных областях партнеров и проработать совместную программу 😉

МОТИВАЦИЯ: ЧТО БЕСПОКОИТ ПОКУПАТЕЛЕЙ

По данным Nielsen, 72% пользователей обеспокоены своим здоровьем и здоровьем своих близких. Изоляция, разрушение традиционных привычек и социальных связей, а также потенциальный финансовый кризис (снижение стоимости рубля уже составило 20%, бизнес останавливается, покупательская способность населения снижается) — все это влияет на процессы принятия решений. Поэтому необходимо менять подход к коммуникации.

Что предпринять?

Потребители хорошо реагируют на коммуникацию брендов, которые учитывают актуальную мотивацию потребителей: предлагают помощь в сложившейся ситуации, облегчают выбор и становятся «островом» стабильности.

В ситуации неизвестности все люди ведут себя по-разному. Ваша целевая аудитория ведет себя по- разному.

Есть такое понятие как Tone of voice - тональность/настроение, с которыми вы обращаетесь к своим покупателям.

ВОЗМОЖНЫЕ РОЛИ БРЕНДА

✅ друг

✅ родитель

✅ ребенок

✅ доктор

✅ лидер

✅ душа компании

✅ незнакомец, подавший руку, когда нужна помощь

...

Вспомните свой Tone of voice и реализуйте самые лучшие свои качества своим голосом.

➡️ Если ваша аудитория пала духом, поддержите как друг

➡️ Если ваша аудитория в растерянности и хаосе, станьте лидером

➡️ Если вашей аудитории физически плохо, станьте немного доктором или мамой

➡️ Если вы сами в растерянности, просто подайте руку

На первый план выходят человеческие качества и удовлетворение потребностей целевой аудитории.

Помните пирамиду потребностей?

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Вот сейчас обществу отрезали не верхушку и все резко опустились вниз на первые 2 уровня.

Что происходит с человеком, когда он в стрессе и не знает, что будет дальше? ➡️ нужно КОМПЕНСИРОВАТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ: «ХОЧУ ВКУСНЯШКУ и ХОЧУ НА РУЧКИ»❗️

Когда человек испытывает тревогу, он стрессует, не чувствует себя в безопасности. Вспомните, как большинство из нас реагируют на стресс? Едят вкусняшки, выпивают, отдыхают, тупят - то есть удовлетворяют базовые потребности.

Так ЧЕГО ХОТЯТ ЛЮДИ СЕЙЧАС?

🙏 выговориться

🙏 поныть

🙏 поделиться страхами

🙏 почувствовать, что они не одни

🙏 увидеть, что кто-то не сдался

🙏 почувствовать вовлечение, а не манипуляцию

Поэтому будьте на светлой стороне:

💚поддерживайте репутацию, чтобы вам доверяли после: описывайте внутренние процессы, рассказывайте о мерах в формате интервью и репортажей

💚инициируйте пользовательский контент: больше коммуникации с клиентами, с подписчиками, показывайте больше отзывов, больше людей, которые все еще с вами, описывайте их эмоции

💚снижайте уровень тревожности приятными воспоминаниями в формате историй: дайте отдохнуть, перевести дух, помечтать

💚будьте честными и говорите о том, что есть

💚спускайтесь вниз на уровень своих клиентов, если вы высоко по пирамиде

Тренды в коммуникации с клиентами

 Любой бренд выражает себя через контент: в рассылке, на сайте, в соц.сетях, даже в мессенджерах.

Вы - тоже бренд, поэтому сейчас важно следить за актуальностью подачи контента.

Даже если ваш бизнес из тех, что стоят на паузе и вы не можете в данный момент продавать клиентам - не теряйтесь! Иначе вас предадут забвению. Сохраняйте контакт с покупателями, чтобы, когда всех выпустят с карантина, они о вас помнили и направились прямиком к вам 😉.

Ваша задача: сохранить и приумножить доверие и интерес с помощью визуала и текстов.

Что сейчас раздражает?

🚫Ирония

🚫Троллинг

🚫Сарказм

🚫Введение в заблуждение

🚫Кричащие надписи

🚫Визуал вашего профиля не должен транслировать переживания и страхи

Что сейчас откликается?

🍏Домашние, семейные, отвлеченные профили (*подумайте, как можно связать визуально ваш продукт с данными ассоциациями?)

🍏Спокойные тона  

🍏 Креатив и добрый юмор

🍏 Минимализм (и так слишком большой поток информации)

Делитесь историями  

Истории – это побег от печальной бытовухи.

📚Герой выходит в реальный мир: расскажите, как было раньше и что сейчас, сделайте серию постов с акцентом на переживания.

📚Герой сталкивается с антигероем: расскажите о противоположных взглядах на ситуацию, разный тип поведения. Можете добавить всем понятный объект или персонажа: ребёнок, оставшийся дома; питомец; привычка; новая обязанность, которую приходится выполнять.

📚Герой в необычных обстоятельствах: поменялся уклад вашей жизни и бизнеса - расскажите о том, что поменялось.  Можно добавить юмора и метафор, сделать серию вовлекающих постов.

Ищите примеры для вдохновения, становитесь ими в разумных пределах для своей аудитории и говорите об этом

🔹Сайты предоставляют свою площадку для продаж небольшим брендам

🔹Блогеры публикуют пост, где подписчики рекомендуют любимые марки-малыши. А потом этот пост запускают в рекламу

🔹Бизнесмены становятся курьерами

🔹Adidas и Crocs дарят обувь медикам

🔹Burger King, McDonalds и др. бесплатно кормят врачей скорой помощи

ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ

❌быть равнодушными

❌продолжать просто вести контент-план как будто ничего особенного не происходит

❌использовать кликбейтные заголовки: они не соответствуют содержанию и спекулируют на тревожных словах

❌постоянно ныть и жаловаться

Итак...

Давайте подведём итоги подготовительного этапа ⬇️

Первое, что важно понять: этот кризис в мире далеко не первый. До сих пор всем странам удавалось преодолевать периоды экономического спада с разной степенью «потрепанности» экономики.

И в этот раз справимся 😄!

Поведение потребителей меняется под влиянием любого кризиса всегда примерно одинаковым образом, а именно:

📍переключение на более дешевые продукты в той же категории

📍рассмотрение альтернативных магазинов/ продуктов

📍более взвешенные покупки: нет ценности - нет сделки

📍откладывание покупки, ожидание распродаж

📍отказ от люксовых, не первой необходимости, дорогих покупок

Бессмысленно рассчитывать на прежнюю лояльность покупателя. Меняется не только покупательский сценарий, но и ментальность потребителей в целом. Дорогие автомобили возле гипермаркетов с багажником, полным гречки и туалетной бумаги, уже никого не удивляют.

Другие общие тенденции поведения во время кризиса:

🔺покупать меньше

🔺проводить больше времени дома

🔺более безопасные инвестиции

🔺покупать в дисконт-магазинах и на рынке

🔺больше покупок для самостоятельной работы по дому, меньше привлечения сторонних специалистов

🔺отпуск ближе к дому

Но не надо паники! Как говорится, если нам достался лимон🍋 — будем делать из него лимонад 🍹.

На следующем этапе будет рецепт 😏.

ЧТО НАС ЖДЁТ ДАЛЬШЕ

На предварительном этапе мы собрали контекст, в котором находится любой покупатель. Это был информационный блок, а теперь мы приступаем непосредственно к вашим проектам в формате «небольшая теория - задание».

📦 Модуль 1. ЦА: было / стало

Проведём ревизию вашего портрета клиента и пройдёмся по основным разделам: что там должно быть кроме пола, возраста и дохода. В результате получите исчерпывающее описание обновлённого аватара

📦 Модуль 2. Конкуренты и аналоги

Изучим прямых конкурентов и косвенных, проанализируем их действия в кризис

📦 Модуль 3. Анатомия вашего продукта и возможностей

При выборе между вами и вашими конкурентами покупатель сравнивает определенные критерии и параметры - наша задача определить на основе чего ЦА делает выбор при покупке.

Здесь же проведём аудит УЖЕ доступных вам ресурсов для работы на следующем этапе

📦 Модуль 4. Алгоритмы поиска идей

Рассмотрим 3 приёма из креативных методов (ТРИЗ и дизайн-мышление), которые неизбежно помогут вам найти новые идеи для вашей ЦА

📦 Модуль 5. Путь клиента

Проведём аудит всех точек контакта с вашим клиентом, проработаем возражения на каждом этапе и сделаем эти касания продающими

Если хотите продолжить прицельную работу над своим проектом по этому плану, то оставляйте свои заявки ЗДЕСЬ и я вышлю вам ссылку на закрытый Телеграм канал.

Удачи и высоких вам продаж!