На фоне ситуации с нефтью и краха энергетических производителей, проблемы отрасли грузоперевозок отходят на второй план в новостных лентах СМИ. Тем не менее, логистика, пожалуй, больше многих других страдает из-за кризиса, связанного с эпидемией коронавируса.
Журнал DP.RU провел опросы среди экспертов рынка грузоперевозок. Среди прогнозов попадаются и крайне негативные. Примерно 30% от всего рынка может банально не дотянуть до рассвета. Но даже тем участникам, у кого еще хватает работы и денег на счетах, придется затянуть пояса. И очень туго.
Причины кризиса лежат на поверхности: из-за пандемии снизился спрос практически на все товарные группы, разве что за исключением медицинских и гигиенических принадлежностей. А значит упали и запросы на поставки.
Более того, страны по всему миру блокируются, опасаясь увеличения заражений. Несмотря на то, что грузовой транспорт многие готовы пропускать через свои границы, объем поставок тает на глазах.
И если, для примера, в гостиничной индустрии спрос упал до нуля буквально за неделю, то в логистике ситуация другая. Многие операторы еще продолжают работать в полную силу (по крайней мере в пределах разрешенных возможностей). Они выполняют контракты, которые были заключены еще до глобальной изоляции.
Кроме того, в логистике по всему миру работает правило предоплаты, а потому перевозчики оказались в крайне затруднительном положении: либо вези товар сквозь кордоны и риски для водителей, либо плати огромные неустойки за невыполнение обязательств.
На морских путях ситуация несколько иная. По данным Администрации морских портов, объемы перевалки не только сохранились, но даже и выросли на 1% в сравнении с прошлым годом. Это касается российских портов Северо-Запада и Калининграда. Единственная реальная просадка по объемам наблюдается в перевозке нефти.
Тем не менее, морские логисты все равно обеспокоены: груз скапливается в портах, что может стать критичным для отрасли. И здесь правило предоплаты также играет не на руку: у посредников не хватает бюджетов, чтобы оплатить отправку груза из порта.
Александр Занин, гендиректор «П.Р.А. Ltd.» выразил мнение: «Если ситуацию не решить в ближайшее время, порты просто задохнутся от грузов».
Морская транспортная цепочка часто включает в себя куда больше посредников и участников, нежели наземные перевозки. А потому здесь выше потенциальное невыполнение финансовых обязательств – у кого-то в цепочке может и не найтись денег, чтобы заплатить за следующий этап транспортировки партии.
Эксперты говорят и о другой опасной стороне: если порты встанут, то в один момент они попросту не смог отправить жизненно важные грузы – лекарственные средства, продукты питания, средства личной гигиены, медицинскую экипировку.
Из положительного отмечается, как участники индустрии стараются не только выжить сами, но и подтянуть за собой партнеров.
Так, к примеру, порт Бронка уведомил клиентов, что может предоставить дополнительные площади для грузов, которые не входят в перечень первой необходимости. «Такие меры помогут расширить срок накопления экспорта до двух месяцев, а импорта – до 30 суток. Это в два раза дольше обычного», - рассказала пресс-служба порта.
Резюме подводят слова директора «Интранса» Александра Александрова: «Сейчас мы видим только начало кризиса. Летом, после того как карантин закончится, мы ждем волну отложенного спроса. Однако, она будет не будет долгой. После нее наступит эффект домино, к сентябрю или к октябрю».
Александров считает, что в индустрии грузоперевозок остаться на плаву смогут только те предприятия, которые имеют широкую группу клиентов в разных секторах, а также обладают глубоким финансовым запасом.