Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Необычная судьба итальянских подлодок, дважды захваченных японцами.

На фоне действий немецких подводников итальянские вроде бы не блещут, но не всегда. Давайте проследим извилистую историю нескольких итальянских подлодок, лишний раз подтверждающую мировой характер прошлой войны.

Океанская подводная лодка "Луиджи Торелли" совершила 14 боевых походов, преодолев 61 563 мили на поверхности и 3176 под водой, потопив 7 торговых судов общим водоизмещением 42 968 тонн. Спущена на воду 6 января 1940 года. Момент спуска:

Вошла в состав флота меньше, чем за месяц до вступления Италии в войну. 8 сентября 1940 года преодолела Гибралтарский пролив на глубине 90 метров. Короткое патрулирование у Азорских островов и 5 октября лодка прибывает в Бордо, где ей предназначено базирование совместно с другими итальянскими и немецкими лодками.

В Бордо:

-2
-3

После длительного ремонта электродвигателей 15 января 1941 года командир лодки Примо Лонгобардо совершил блестящую атаку союзнического конвоя и отправил на дно три транспорта противника общим водоизмещением около 12 000 тонн. 28 января был потоплен британский пароход Urla (5198 тонн).

Следующий поход, после отдыха и ремонта был без побед. 21 июля "Торелли"атакует и топит норвежский танкер « Ида Кнудсен» с 13 000 тонн бензина.

Но не всё коту масленица, 22 сентября лодка подверглась атаке эсминцев, пришлось опуститься на глубину 180 метров, превышавшую расчётную. началось поступление воды внутрь прочного корпуса, запас кислорода стал истощаться. По мере того как бомбы продолжают взрываться, нервы некоторых членов экипажа начинают уступать: богохульство или крик, кто-то начинает кричать, как сумасшедший, и идет на склад оружия, чтобы покончить жизнь самоубийством, но его останавливают. Командир де Джакомо старался поддерживать моральный дух команды, к счастью, противник ушёл, не добишись своей цели.

В декабре лодка участвовала в спасении команды немецкого рейдера "Атлантис". Дёниц специально запросил итальянские лодки из-за их большой вместимости, ведь надо было доставить 254 человека. На снимке "Торелли" швартуется в Сен-Назере с частью спасённых на палубе:

-4

После этого лодка прошла переоборудование с целью увеличения дальности плавания для ведения боевых действий в Центральной и Южной Атлантике. 20 февраля лодка в Саргассовом море утопила британский "Скоттиш стар" на 7 с лишним тысяч тонн, а 25-го танкер "Эссо Копенгаген" с 15 000 тонн мазута. Это удалось заснять:

-5

В следующем походе лодка получила тяжелейшие повреждения от британской авиации и чудом добралась до испанского побережья.

В Испании был произведён большой ремонт, но союзники требовали интернирования лодки. Особо противиться испанцам было не с руки и лодку собрались поставить во внутренний бассейн порта, откуда бы она не смогла самостоятельно выйти. Однако в ночь перед этим итальянцы совершили дерзкий побег. Капитан Мильорини за то, что сумел спасти свою подводную лодку в таких отчаянных условиях, был награжден бронзовой медалью за воинскую доблесть; такой же награды был удостоен механик лодки.

Но в Бордо их ждали удивительные новости. К этому времени Германия испытывала острый дефицит некоторых материалов. Союзники полностью перекрыли пути их доставки, оставались только подводные лодки. Поскольку итальянские были крупнее германских, после дополнительного переоборудования их в транспортные им предстояло отправиться в далёкий путь к берегам Малайзии.

На борту "Торелли", помимо экипажа, находились японский полковник Сатаке Кинджо (специалист по телекоммуникациям, возвращавшийся в Японию после обучения в Германии), немецкий инженер Генрих Фодерс (конструктор Вюрцбургских радаров, приступивших к работе), японский инженер Сейджи и два итальянских офицера. Груз состоял из 130 тонн различных материалов, в частности специальных металлов (ртуть и сталь) и продукции военной промышленности Германии. Путь занял 79 суток. Англичане знали о миссии, но обнаружить лодку так и не смогли.

28 июля 1943 года "Торелли" достиг Пенанга, где была создана база немецких подводных лодок. Выгрузился и отправился на ремонт в Сингапур, где находилась другая подобная подводная лодка, "Реджинальдо Джулиани". А 9 сентября пришло известие, что Италия вышла из войны и заключила перемирие. Третья лодка, "Команданте Каппеллини", которая до этого повоевала не хуже "Торелли", должна была убыть с грузом олова и каучука в обратный путь немного раньше, но её задержали, чтобы пойти назад в паре с одной из двух других. А получилось так, что все были захвачены японцами.

В итальянских командах возникли разногласия - часть команд хотела продолжать сражаться, другая считала для себя войну законченной. Тем временем немцы вели переговоры с японской стороной о передаче лодок им. Через пару месяцев вопрос был решён положительно. Те итальянцы, которые горели желанием сражаться, вошли в смешанные итало-германские экипажи, остальных отправили в японские концлагеря, где хозяева относились к бывшим союзникам ничем не лучше, чем к пленным англичанам или австралийцам.

Первоначально немцы планировали использовать их для продолжения поставок сырья в Германию. Но все базы снабжения по пути были уже утрачены. А там произошла высадка союзников в Нормандии и стало ясно, что обратного пути для них нет. Их стали использовать для транспортировки оружия, боеприпасов и другого снабжения для японских войск на различных островах. 14 февраля бывшая "Джулиани" была потоплена в Малаккском проливе британской подводной лодкой.

С марта 1945 года обе оставшиеся лодки, до крайности изношенные, находились на ремонте в японском Кобе. Немецкие флаги были спущены командами 10 мая, после капитуляции Германии. История тут же повторилась - лодки были захвачены японцами, экипажи интернированы. Через два месяца они были включены в состав императорского флота. Команды теперь были сформированы из представителей трёх национальностей, поскольку часть немцев и итальянцев выразили желание служить под флагом страны Восходящего солнца.

Однако в боях им больше участвовать не пришлось. Будучи вновь повреждёнными в ходе американских налётов на Японию прямо на заводе, из ремонта они так и не вышли. В итоге после капитуляции Японии были использованы американцами как цели и окончательно затоплены 16 апреля 1946 года.

А о выживших итальянских моряках я напишу отдельную статью, нашёл интереснейший итальянский сайт. Это просто удивительные судьбы, вплоть до того, что кое-кто принял японские имена и остался жить в Японии, других жизнь разбросала от Бразилии до Техаса.

Ещё на схожие темы:

История российского эсминца, носившего пять имён во флотах четырёх государств

Участвовали ли итальянские подлодки в освоении космоса Советским Союзом ?

..............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь