Новое исследование показывает, что к пяти годам у детей появляется чувство собственного достоинства, сравнимое по силе с чувством собственного достоинства у взрослых.
Исследователи Вашингтонского университета считают, что самооценка, как правило, остается относительно стабильной на протяжении всей жизни. Поэтому исследование предполагает, что эта важная личностная черта проявляется уже до того, как дети начинают ходить в детский сад.
"Наша работа дает самое раннее представление о том, как дошкольники чувствуют себя сами", - говорит ведущий автор доктор Дарио Цвенчек.
"Мы обнаружили, что уже в пятилетнем возрасте самооценка устанавливается достаточно сильно, чтобы ее можно было измерить, - сказал Цвенчек, - и мы можем измерить ее с помощью чувствительных методик".
Новые результаты будут опубликованы в предстоящем выпуске "Журнала экспериментальной социальной психологии".
Для проведения исследования исследователи использовали недавно разработанный тест для оценки имплицитной самооценки у более чем 200 пятилетних детей, самого младшего возраста, который еще предстоит измерить.
"Некоторые ученые считают, что дошкольники слишком малы, чтобы развивать в себе положительное или отрицательное чувство собственного достоинства. Наши выводы показывают, что самооценка, чувство хорошего или плохого самочувствия, имеет фундаментальное значение", - сказал соавтор доктор Эндрю Мелтцофф (Andrew Meltzoff). "Это социальное мышление, которое дети приносят с собой в школу, а не то, что они развивают в школе".
Мелтцов продолжил: "Какие аспекты взаимодействия родителей и детей способствуют развитию и воспитанию у детей дошкольного возраста чувства собственного достоинства? Это важнейший вопрос. Мы надеемся, что сможем это выяснить, изучая еще младших детей".
До сих пор ни один инструмент измерения не смог обнаружить самооценку у детей дошкольного возраста. Это происходит потому, что существующие тесты на самооценку требуют когнитивной или вербальной утонченности, чтобы говорить о таком понятии, как "я", когда взрослые экспериментаторы задают пробные вопросы.
"Дошкольники могут давать устные отчеты о том, в чем они хороши, если речь идет о узком, конкретном навыке, таком как "я хорошо бегаю" или "я хорошо разбираюсь в буквах", но им трудно давать надежные устные ответы на вопросы о том, хороший это человек или плохой", - говорит Чвенчек.
Чтобы попробовать другой подход, Цвенчек, Мелтцов и соавтор доктор Энтони Гринвальд создали задание по самооценке для дошкольников. Он называется "Тест ассоциации "Дошкольная имплицитная ассоциация" (PSIAT) и измеряет, насколько сильно дети позитивно относятся к себе.
Взрослые версии теста IAT, который был впервые разработан Гринвальдом, могут выявить отношения и убеждения, о которых люди не знают, например, предрассудки, связанные с расой, полом, возрастом, и другие темы.
"Раньше мы понимали, что дошкольники знают о некоторых своих специфических хороших чертах". Теперь мы понимаем, что, кроме того, они обладают глобальным, общим знанием о своей доброте как личности", - сказал Гринвальд.
Задача для взрослых работает путем измерения того, как быстро люди реагируют на слова в разных категориях. Например, задание для взрослых с неявным чувством собственного достоинства измеряет ассоциации между такими словами, как "я" и "приятный" или "другой" и "неприятный".
Чтобы сделать задачу подходящей для дошкольников, которые не умеют читать, исследователи заменили слова, связанные с "я" ("я", "не я"), на предметы. Они использовали маленькие незнакомые флажки, а детям говорили, какие из них "твои", а какие "не твои".
Пятилетние участники эксперимента, в котором участвовали даже 234 мальчика и девочки из района Сиэтла, сначала научились отличать свой набор флагов ("я") от другого набора флагов ("не я"). Используя кнопки на компьютере, они ответили на серию флагов "я" и "не я", а также на серию "хороших" слов из громкоговорителя (веселые, счастливые, хорошие, хорошие) и "плохие" слова (плохие, безумные, злобные, вонючие).
Затем, чтобы измерить самооценку, дети должны были объединить слова и нажать на кнопки, чтобы указать, были ли "хорошие" слова ассоциированы больше с флагами "меня" или нет.
Следователи обнаружили, что пятилетние дети больше ассоциировали себя с "хорошим", чем с "плохим", и это одинаково проявлялось как у девочек, так и у мальчиков.
Исследователи также провели еще два неявных теста, чтобы исследовать различные аспекты себя. Задание по гендерной идентичности оценивало ощущение детьми того, являются ли они мальчиками или девочками, а задание по гендерному отношению измеряло предпочтение детей по отношению к другим детям своего пола, называемое "предпочтение по половому признаку в группе".
Интересно, что дети, обладающие высокой самооценкой и сильной собственной гендерной идентичностью, также демонстрируют более сильные предпочтения в отношении представителей своего пола.
Взятые вместе выводы показали, что самооценка не только неожиданно сильна у детей этого возраста, но и систематически связана с другими фундаментальными частями личности детей, такими как внутригрупповые предпочтения и гендерная идентичность.
"Самоуважение, по-видимому, играет решающую роль в том, как дети формируют различные социальные идентичности. Наши выводы подчеркивают важность первых пяти лет как основы жизни", - сказал Чвенчек.
Планируется проведение нового исследования для изучения вопроса о том, может ли самооценка, измеренная в дошкольном учреждении, предсказать результаты позднее в детстве, такие как здоровье и успехи в школе. Исследователей также интересует податливость самооценки детей и то, как она меняется с опытом.