Основная концептуальная идея «Читательского дневника» придерживается концепции УМК «Школа России», согласно которой российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания граждан нашего Отечества.
В начальной школе происходит становление российской гражданской идентичности, усвоения базовых национальных ценностей, получение детьми родиноведческих и краеведческих знаний, а также поликультурность, отражающая единство и многообразие культур народов России.
Методологической основой «Читательского дневника» является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь — научить детей учиться. Он предполагает превращение ребёнка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий.
Цель читательского дневника: привлечение внимания учащихся с речевой патологией к книгам и чтению.
Задачи:
· Формирование мотивации чтения;
· Воспитание уважения к книге;
· Освоение навыка рефлексивного чтения;
· Развитие кругозора, речи и познание окружающего мира;
· Развитие деятельности школьной библиотеки, как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
Идея любого читательского дневника заключается в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет, персонажи и какие чувства они у него вызвали. Для ребенка это может стать своего рода шпаргалкой: дневник поможет ему оперативно вспомнить о прочитанных книгах, героях и сюжете.
Значение читательского дневника в начальных классах несомненно велико. Он способствует развитию умения анализировать произведение и понимать его, находить главную мысль, выражать свое отношение к произведению; помогает тренировать память ребенка и осуществлять контроль регулярности чтения (частота и объем прочитанного).
Согласно требованиям ФГОС для детей с ОВЗ библиографическая культура является важной составляющей литературного развития. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.
Выпускник начальной школы научится:
· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; различать стили и жанры;
· самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике и по собственному желанию;
· составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу;
· пользоваться алфавитным каталогом;
· самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
· ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
· определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
· писать отзыв о прочитанной книге;
· работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой».
Сформировать все вышеназванные умения на одних лишь уроках литературного чтения невозможно, в связи с чем, полученные в классе навыки необходимо отрабатывать на материалах «Читательского дневника».
Особенностью учеников младших классов является то, что они эмоционально воспринимают прочитанное произведение. Это поддерживается системой вопросов после изученного произведения. Например, с какими новыми словами и выражениями столкнулись; чем понравилось прочитанное произведение; в чем заключается мораль, как можно охарактеризовать героев.
ФГОС не предъявляет четких требований, как вести и оформлять читательский дневник. При этом он должен составляться с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. Проанализировав и обобщив множество существующих вариантов читательских дневников, мы пришли к следующей структуре, которая позволит объективно оценить знания учащегося, уточнить роль родителя в работе с читательским дневником и будет интересна каждому участнику.
Читательский дневник состоит из блоков:
1. рекомендации для родителей.
2. страница контроля и оценки.
3. ежемесячный статистический контроль прочитанного.
4. дневник-шпаргалка с анализом произведений.
5. работа на каникулах.
6. список литературы.
1. Рекомендации для родителей.
Предложенные в начале дневника рекомендации призваны помочь родителям оценить свою роль в развитии навыка чтения своего ребенка. Для того, чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться и быть ему во всем примером.
В разделе также прописаны нормы чтения для речевой школы с целью информирования взрослых о требованиях, предъявляемых к нормам техники чтения.
2. Страница контроля и оценки.
Время на выполнение заданий читательского дневника предполагается отводить во внеурочное время, в выходные дни и на каникулах. В зависимости от объема произведения на его прочтение отводится от 1 недели до 3. Итогом чтения произведения должно стать его обсуждение в классе, демонстрация рисунков. На это отводится приблизительно 20 минут от урока литературное чтение.
Оценки за ведение дневника необходимо выставлять ежемесячно.
Технику чтения планируется контролировать 3 раза за год: в сентябре (с целью определения темпа чтения на начало года); в январе (как промежуточный этап) и в мае (итог года). Речевой материал для исследования техники чтения берется из логопедического обследования Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.
В таблице «Техника чтения» прописана графа «Цель». Она подразумевает совместную, педагога с учащимся, постановку личной цели ребенка по количеству прочитанных слов в минуту. И в первую очередь этот показатель зависит от индивидуальных возможностей каждого ученика.
При проверке техники чтения и составлении индивидуальных рекомендаций учитываются как возрастные нормы чтения, так и особенности данного ребенка, что позволяет даже неуспевающим детям достигать посильных целей. Нормы чтения для речевой школы представлены в разделе «Рекомендации для родителей».
3. Ежемесячный статистический контроль прочитанного.
С целью контроля регулярности чтения учащимся предлагается заполнять таблицу, в которой отражены дата, автор и название прочитанного произведения с указанием количества страниц. К контролю чтения предполагается привлекать родителей, для чего в таблице выделена графа «подпись родителя».
4. Дневник-шпаргалка с анализом произведений.
Из всех видов читательских дневников оптимальным, на наш взгляд, представляется дневник-шпаргалка с анализом произведений.
Работа с читательским дневником построена с учетом повышения уровня сложности заданий. Так, в первом классе полями для заполнения являются – название, автор, количество страниц, даты прочтения, главные герои и иллюстрация к произведению. К четвертому классу некоторые пункты исключаются, а другие – усложняются. Подобное распределение блоков по принципу от простого к сложному соответствует возможностям ребенка в каждый этап начального школьного обучения.
В методическом аппарате предусмотрены задания, позволяющие иллюстрировать произведения художественной литературы. Данный вид работы предлагается учащимся 1-3 классов.
Таким образом, содержание «Читательского дневника» направлено на формирование художественного вкуса, умению понимать и наслаждаться различными типами произведений.
5. Работа на каникулах.
Первоочередной задачей дневника является развитие самостоятельности, свободы выбора по желанию и интересам. Поэтому, на каждый класс в списке литературы предложены произведения на выбор, из которого учащиеся смогут выбрать произведение для чтения на каникулах, а после прочтения понравившегося произведения – выполнить творческое задание.
6. Список литературы.
Работа с читательским дневником выстроена таким образом, что за 34 учебных недели (33 недели в 1 классе) учащиеся должны освоить определенное количество произведений.
В основу «Читательского дневника» положен список рекомендованной литературы к УМК «Школа России», который прописан в конце читательского дневника на каждый класс. Порядок представленного списка литературы в Читательском дневнике выстроен в логической последовательности с блоками, согласно которым предполагается изучение произведений в течение года. Для достижения максимального результата список литературы для чтения включает в себя высокохудожественные произведения русских и зарубежных классиков, различных стилей и эпох. Это позволяет формировать у учащихся младших классов уважительное отношение к слову, к тексту и расширять их представления об окружающем мире.
С целью доступного объяснения работы с читательским дневником, разработана инструкция, которая составлена в виде вопросов и ответов.
В ходе такой работы у учащихся развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям, умение анализировать лингвистическое, стилистическое и художественное своеобразие текста. Пособие поможет каждому школьнику понять и запомнить прочитанное произведение, определить свое личное отношение к героям произведений, будет способствовать развитию познавательной и творческой активности.