Найти тему

Опыт организации работы с учениками начальных классов с ОВЗ

Стать профессионалом, мастером своего дела – цель любого специалиста, в том числе педагога. Путь молодого учителя полон проб и ошибок, но именно анализируя их и работая над собой можно прийти к истинному профессионализму.

Моя педагогическая практика началась именно в школе, с учеников, обучающихся во 2 «Б» классе. Я выпустила их в основную школу, и те два года, что я их учила, дали мне невероятный опыт, который помог в нынешнем 1 классе. За время их обучения, в моей голове сложилось все то, что не смогло сложиться за время обучения в университете. А, главное, я поняла, что работа учителем – это не только ведение уроков и проверка тетрадей. На мой взгляд, идеальная деятельность педагога состоит из 3 взаимосвязанных блоков:

1. Мастерство преподавания предметов и факультативов

2. Мастерство формирования коллектива и благоприятной психологической обстановки

3. Мастерство общения с родителями и привлечения их к учебному процессу и внеучебной деятельности

Так же я считаю, что залогом успешной работы является своевременная обратная связь. Ее может предоставлять администрация, методист, родители или даже сами ученики. А, главное, педагогу, особенно молодому, нужно самостоятельно анализировать собственную деятельность на основе субъективного мнения о проведенных уроках или анализа контрольных работ. Полученная информация поможет работать над собственными ошибками, улучшать качество своей профессиональной деятельности, а также поможет стать мастером своего дела.

В основе любой статьи должно находиться исследование. Для того чтобы разностороннее оценить проведенную за год работу, а также определить эффективность выделенных мной секретов мастерства, я организовала:

1. Анкетирование родителей

2. Анализ контрольных работ

3. Анализ техники чтения

4. Анализ опроса детей

Основным в своем исследовании я считаю анкету родителей, поэтому дальнейшее повествование будет отталкиваться от нее.

Анкета состояла из 11 вопросов и условна была разделена на 3 блока:

1. Отношение к полученным знаниям и оценка их качества

2. Оценка эмоционального отношения учеников к школе и классу

3. Оценка эффективности информирования и работы с родителями

В исследовании приняли участие 9 родителей (в классе учится 12 учеников, из которых 4 брата, то есть всего 10 семей), одни родители находились в отъезде и принять участие в анкетировании не смогли.

В рамках 1 блока «Отношение к полученным знаниям и оценка их качества» необходимо совершить анализ мастерства преподавания предметов и факультативов. Я считаю, чтобы успешно вести уроки и факультативы необходимо:

1. Регулярно обращаться к ФГОС, строить уроки исходя из его требований.

2. Обмениваться опытом с коллегами, например, на методическом объединении.

3. Использовать электронные образовательные ресурсы, которые помогут разнообразить учебный процесс, например https://uchi.ru/, https://learningapps.org/.

4. Создавать разнообразные подсказки и схемы по проведению уроков, их форм и проч. Использовать различные современные технологии, такие как коллективно - творческое дело, метод проектов и т.д.

5. Проводить рефлексию проведенных уроков. К сожалению, многие педагоги, особенно молодые, забывают этот этап работы, но я считаю его одним из самых важных, т.к. он поможет лучше понять собственные ошибки и не повторять их в дальнейшей работе.

Первые два вопроса анкеты для родителей направлены на оценку работы учителя в целом. Стоит отметить, что все родители оценили работу на высшую оценку, а также довольны качеством полученных знаний.(рис.1, рис.2)

Рисунок 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 2

Следующий вопрос является более дифференцированным и заключается в оценке своего ребенка по 4 основным предметам. Из предложенной диаграммы (рис.3) видно, что, по мнению родителей, все дети однозначно успешно усвоили программу 1 класса. Также видно, что наиболее успешными предметами являются окружающий мир и математика.

Рисунок 3
Рисунок 3

В данном контексте интересно будет проанализировать внутришкольную оценку качества образования. В начале мая администрацией школы были составлены контрольные работы по математике, которые включали в себя примеры, сравнение чисел и 2 задачи, и по письму, которая заключалась в диктанте и грамматическом задании. Средняя оценка по математике - 4,3, а по письму – 4,6 (рис.4). Данные показатели демонстрируют высокий уровень подготовки учащихся.

Рисунок 4
Рисунок 4

Развитию навыка чтения в 1 классе уделяется особое внимание. Правильная работа с литературой и обучение чтению послужит профилактикой нарушений письменной речи. В своей работе, помимо классических уроков обучения грамоте, особый упор был сделан на работу с читательским дневником. Совместно с коллегой нами был разработан дневник, который имеет особую структуру и включает в себя рекомендованную для чтения литературу. Он выстроен с учетом усложнения заданий и рассчитан на 4 года обучения (1 тетрадь = 1 год, всего 4 тетради).

Анализируя результаты данной формы работы, можно отметить значительную динамику среди обучающихся в аспекте развития темпа чтения. Если считать показатели в среднем, то с января по май количество прочитанных слов в минуту увеличилось более чем на 45% (рис.5). Также можно отметить, что учащиеся практические не допускают ошибок при чтении и понимают прочитанную информацию. Данные показатели свидетельствуют об эффективности работы, т.к. на момент зачисления в 1 класс умели читать только 3 учащихся из 12. Школа, в которой я работаю, реализует адаптированные основные общеобразовательные программы (в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ) вариант 5.2. (для детей с нарушениями речи) и на конец года все учащиеся соответствуют требованиям чтения для речевой школы, а многие из них и требованиям массовой школы.

Рисунок 5
Рисунок 5

Таким образом, можно сделать вывод, что обозначенные в начале статьи секреты мастерства демонстрируют высокую эффективность в обучении детей.

В рамках 2 блока «Оценка эмоционального отношения учеников к школе и классу» необходимо проанализировать мастерство формирования коллектива и благоприятной психологической обстановки. Я считаю, чтобы ребенку было комфортно находиться в школьной среде необходимо:

1. Видеть личность каждого ребенка и грамотно оценивать его способности с их дальнейшей реализации в деятельности. К сожалению, современная образовательная система недостаточна гибкая и направлена на четкое следование образовательному стандарту. При этом не все учащиеся стандартны и способны осваивать все курсы на 100 процентов. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, учителю необходимо найти те области, в которых он будет успешен и реализовывать его таланты в них в полном объеме.

2. Проводить различные мероприятия, направленные на сплочение коллектива – чаепития, классные часы, игры в командах.

3. Всесторонне организовывать школьную жизнь учеников – от совместных игр на перемене до участия в школьных проектах и концертах.

4. Своевременно решать появившиеся конфликты и помогать находить в них компромисс.

Рисунок 6
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 7

Первый вопрос был направлен на оценку комфортности нахождения ребенка в школе. Из результатов ответов респондентов видно, что всем учащимся, по мнению родителей, было комфортно находиться в классе(рис.6). Также большая часть анкетируемых (66%) считает, что их ребенок практически всегда шел в школу с удовольствием (рис.7). Это может свидетельствовать о благоприятной психологической обстановке в классе. При опросе учеников в конце учебного года, большая часть учащихся сказала, что имеет более 2 друзей и любит ходить в школу.

Следующий вопрос был направлен на выявление сферы интересов ребенка, а именно, что ему больше всего нравится в школе. В нем можно увидеть мнение, как родителей (рис.8), так и их детей (рис.9). В анкете для родителей были предложены варианты ответа, с возможностью дописать свой вариант, в случае учеников, необходимо было написать самим. Из гистограмм наглядно видно, что большинство родителей (7 человек) и большинство детей (12 человек) наиболее любимым считают уроки, что может свидетельствовать о достаточном комфорте нахождения на них.

Рисунок 8
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 9

Следующий вопрос был направлен на оценку количества проведенных за год мероприятий. Единогласным ответом стало «достаточно» (рис.10), однако, практически половине опрошенных хотелось бы больше. В следующем учебном году я постараюсь учесть это пожелание.

Рисунок 10
Рисунок 10

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные в начале секреты мастерства демонстрируют высокую эффективность проведенной работы по формированию благоприятной психологической обстановки.

В рамках 3 блока «Оценка эффективности информирования и работы с родителями» необходимо проанализировать мастерство общения и привлечения к учебному процессу родителей. Я считаю, чтобы успешно взаимодействовать с родителями необходимо:

1. Регулярно организовывать родительские собрания, на которых родителям будет интересно находиться. К каждому из них я готовила презентацию, в которой были как информационные моменты, так и общие результаты различных мониторингов. Это поможет родителям быть вовлеченными в процесс, а также «держать руку на пульсе» учебной жизни своего ребенка.

2. По результатам каждой четверти составлять папки с анализом работ ученика, которые будут в индивидуальном порядке обсуждены с каждым родителем. Стоит отметить, что необходимо придерживаться принципов обратной связи, когда «плохое» говорится лично, а «хорошее» при всех. Негативные аспекты, которые будут озвучены прилюдно, могут побудить родителей вообще не посещать родительские собрания и внеклассные мероприятия, тем самым мы можем потерять важного участника образовательного процесса.

3. Предоставлять разнообразные формы поддерживания связи – это могут быть связь по телефону, общение в мессенжерах, а также группа в Контакте.

4. Уметь слушать и слышать каждого родителя и правильно реагировать на критику.

В рамках первого вопроса мне было интересно узнать, была ли форма проведения родительских собраний удобна и информативна для всех участников. Из диаграммы наглядно видно, что собрания были информативны для всех родителей (рис.11).

Рисунок 11
Рисунок 11

Следующий вопрос направлен на выяснение удобства поддержки связи с классным руководителем. Все респонденты ответили единогласно утвердительно (рис.12).

Рисунок 12
Рисунок 12

Последний вопрос был о предоставлении полной информации об успешности обучения. На него, как и на предыдущий был единогласный положительный ответ (рис.13).

Рисунок 13
Рисунок 13

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные мною секреты мастерства демонстрируют высокую эффективность, а также демонстрируют хорошо выстроенную систему работы с родителями классного коллектива.

Приведенные в статье секреты мастерства – это то, что я для себя определила за 3 года работы в школе. Я считаю, что помимо всего перечисленного, главный секрет мастерства заключается в желании постичь свою профессию, открыть ее секреты и возможности. Свой педагогический путь я планирую продолжать и далее, с каждым годом пополняя багаж мастерства.