Часть из них - сами здания. Давным-давно, когда я сам был бедным двадцатилетним, я понял, что лучшие предложения - это места, которые когда-то были богатыми, а потом стали бедными. Если место всегда было богатым, то оно хорошее, но слишком дорогое. Если место всегда было бедным, оно дешевое, но мрачное. Но если место когда-то было богатым, а потом стало бедным, можно найти дворцы по дешевке. Когда Питтсбург был богат, сто лет назад люди, которые здесь жили, строили большие массивные здания. Не всегда на лучший вкус, но определенно солидные. Так что вот еще один совет, как стать стартап-центром: не разрушайте здания, которые привозят сюда людей. Когда города на обратном пути, как сейчас Питтсбург, застройщики гонятся за тем, чтобы снести старые здания. Не позволяйте этому случиться. Большие девелоперские проекты - это не то, что приносит сюда двадцатку. Они противоположны новым ресторанам и кафе, они вычитают из города личность.
Эмпирические данные говорят о том, что нельзя быть слишком строгим в отношении сохранения исторических памятников. Чем жестче города, тем лучше они выглядят.
Но привлекательность Питтсбурга заключается не только в самих зданиях. Как и Сан-Франциско и Нью-Йорк, Питтсбург счастлив быть городом, построенным до того, как он стал автомобилем. Он не слишком расквартирован. Потому что эти 25-29-летние не любят водить машину. Они предпочитают ходить пешком, или ездить на велосипеде, или пользоваться общественным транспортом. Если вы недавно были в Сан-Франциско, вы не можете не заметить огромное количество велосипедистов. И это не просто прихоть, которую приютили двадцатилетние. В этом отношении они нашли лучший способ жить. Бороды пройдут, но не велосипеды. Города, где можно передвигаться без езды - это просто лучший период. Поэтому я бы посоветовал вам сделать все возможное, чтобы извлечь из этого выгоду.
Почему бы не сделать Питтсбург самым дружелюбным для велосипедистов и пешеходов городом в стране? Посмотрим, сможешь ли ты зайти так далеко, что Сан-Франциско покажется тебе отсталым в сравнении с ним. Если да, то вряд ли вы об этом пожалеете. Город покажется раем для молодых людей, которых вы хотите привлечь. Если они все-таки уедут, чтобы найти работу в другом месте, то с сожалением останутся в таком месте. И в чем же обратная сторона? Можете ли вы представить себе заголовок "Город разрушен, став слишком дружелюбным к велосипедистам"? Этого просто не происходит.
Так что предположим, что крутые старые кварталы и крутые маленькие ресторанчики сделают этот город следующим Портлендом. Этого будет достаточно? Это поставит вас в более выгодное положение, чем сам Портленд, потому что в Питтсбурге есть то, чего не хватает Портленду: первоклассный исследовательский университет. CMU плюс маленькие кафе означают, что у вас есть больше, чем хипстеры, пьющие латте. Это значит, что у вас есть хипстеры, которые пьют латте, когда говорят о распределенных системах. Теперь вы приближаетесь к Сан-Франциско.
На самом деле, с одной стороны, вы лучше, чем Сан-Франциско, потому что CMU в центре города, а с другой - Стэнфорд и Беркли в пригороде.
Что CMU может сделать, чтобы помочь Питтсбургу стать стартовым центром? Быть еще лучшим исследовательским университетом. CMU - один из лучших университетов в мире, но представьте себе, каково было бы, если бы он был самым лучшим, и все об этом знали. Есть много амбициозных людей, которые должны отправиться в лучшее место, где бы оно ни было. Если бы это был CMU, они бы все приехали сюда. В Казахстане были бы дети, мечтающие однажды жить в Питтсбурге.
Быть таким магнитом талантов - самый важный вклад, который университеты могут внести в превращение своего города в стартовый центр. На самом деле это практически единственный вклад, который они могут внести.
Но подождите, разве университеты не должны создавать программы, в названиях которых есть такие слова, как "инновация" и "предпринимательство"? Нет, не должны. Такие вещи почти всегда оказываются разочарованием. Они преследуют неверные цели. Способ получить инновации не в том, чтобы стремиться к инновациям, а в том, чтобы стремиться к чему-то более конкретному, например, к более качественным батарейкам или более качественной 3D-печати. А способ узнать о предпринимательстве - это сделать это, чего нельзя сделать в школе.
Но если вы хотите знать, откуда берутся стартапы, посмотрите на эмпирические данные. Посмотрите на истории самых успешных стартапов, и вы увидите, что они органично растут из пары основателей, строящих что-то, что начинается как интересный побочный проект. Университеты отлично справляются с объединением основателей, но помимо этого, лучшее, что они могут сделать - это убраться с дороги. Например, не претендуя на право собственности на "интеллектуальную собственность", которую развивают студенты и преподаватели, а также имея либеральные правила относительно отложенного приема и отпусков.
Продолжение следует.