Найти тему
Политико

Дистанционное обучение лучше

А ваши дети когда-нибудь дрались в школе?
А ваши дети когда-нибудь дрались в школе?

Ученики болтают на уроках, портят учебники: рисуют в них, вырывают и мнут листы и т.п. Проявляют неуважение к учителям. Подсказывают ответы во время контрольных и списывают друг у друга. Ученики толкаются, пинаются, мальчишки и даже девочки бьют друг друга, иногда даже катаются по земле в пылу драки... Это происходит во всех школах мира каждый божий день.

Веронике Минц 13 лет, она собирается поступить в среднюю школу в Нью-Йорке и выступает за дистанционное обучение, которое было введено в нью-йоркской школьной системе, когда началась пандемия коронавируса (как и в российских школах).

В интервью Нью-Йорк Таймз Вероника рассказывает, что занимается дистанционным обучением с 23 марта и обнаружила, что учится лучше и с большей легкостью, чем когда посещала обычные занятия. Она может работать в своем собственном темпе, не отвлекаясь на нежелающих учиться учеников и преподавателей, не способных с ними справиться.

Ученики, не способные или не желающие контролировать свое поведение, крадут ценное классное время, часто мешая своим одноклассникам подготовиться к контрольным и получить хорошие оценки. Вероника сталкивалась с тем, что контрольные включали в себя целые темы, которые никогда не освещались на уроках либо потому, что приходилось перескакивать через урок из-за потраченного на восстановление дисциплины времени, либо потому, что она не помнила объяснение этих тем из-за того, что ей мешали сосредоточиться другие.

Дистанционное обучение стало актуальным практически во всех школах мира
Дистанционное обучение стало актуальным практически во всех школах мира

Вероника говорит, что не завидует работе учителя средней школы. Справляться с 25-30 подростками в классе очень непросто. И за три года обучения в средней школе ей встретилось лишь нескольких учителей, которые хорошо управляли своими классами, и ученики в классах соблюдали правила поведения и уважали этих учителей.

В школе, где учится Вероника, большое внимание уделяется совместному обучению: примерно 80 процентов работы в их классе выполняется в группах, которые составляются учителями. Такие группы включают три-пять учеников. Это вынуждает учеников, которые хотят выполнить задание, пытаться дисциплинировать сверстников, не настроенных вести себя нормально, и уговаривать тех членов группы, которые не хотят участвовать в совместной работе, все же внести свой вклад.

Дистанционное обучение дает Веронике больше контроля над учебным процессом. Она может уделять больше времени предметам, которые требуют индивидуально от нее больших усилий и времени на изучение. Ей не нужно сидеть и ждать, когда другие ученики ответят на вопросы, ответы на которые она сама уже хорошо знает. Она может и работать совместно с другими учениками, но делать это гораздо более эффективно.

Вероника также обнаружила, что некоторые из записанных уроков, которые ее учителя публикуют в Google Classroom, интереснее, понятнее и во всех отношениях лучше тех уроков, которые эти учителя проводят лично. В этом году ей трудно давалась математика. У учителя редко хватало терпения отвечать на ее вопросы, так как он, как минимум, треть урока тратил на попытки поддерживать дисциплину. Часто, когда она назначала время для консультаций с ним перед уроками, у его дверей собиралась уже целая толпа учеников, у которых тоже были вопросы. Он не мог ответить всем за 20 минут до начала первого урока. Иногда он просто не появлялся сам до начала уроков.

С дистанционным обучением все это потраченное впустую время устраняется. Вероника останавливает, запускает и повторно прослушивает запись урока учителя, когда ей это нужно, и она может понять урок в тот же день, когда он выкладывается в сеть. Если все же ей остается непонятным что-то, она подключается в еженедельные онлайн-часы работы своего учителя (урок длится 60-90 минут), и там никогда не бывает больше двух или трех других учеников.

Тот факт, что Вероника учится намного лучше вне школы, показывает, что с системой образования может быть что-то не так. Две недели назад ее школа начала эксперименты с онлайн видео-обучением на платформе Google Meet (кстати, мои сыновья также учатся на этой платформе в России, и нам кажется это очень удобным). К сожалению, те же самые учителя, которые безуспешно пытаются установить дисциплину в школьном классе, также не справляются с этой задачей и в интернете.

У Вероники возникло несколько рационализаторских предложений после опыта дистанционного обучения. Во-первых, она предлагает учителям отправлять записанные видеоуроки всем ученикам после занятий (через электронную почту или на онлайн-платформах, таких как Google Classroom). Во-вторых, учителя должны предлагать студентам регулярные еженедельные часы для дополнительной работы с достаточным количеством времени для работы 1 на 1 или в небольших группах. В-третьих, учителям, отлично налаживающим дисциплину в классе, следует платить больше :), в том числе предложить им провдить необходимые тренинги для учителей, а также следует доплачивать учителям за проведение дополнительных занятий по мере необходимости.

Как вам идеи этой, несомненно, очень разумной американской девочки? Лично мое мнение такое. Несмотря на популярное сейчас движение-протест против дистанционного обучения, поддерживаемое Катей Гордон и другими лидерами мнений, нужно понимать, что дистанционное обучение - это технический прогресс. Его нельзя остановить! Это просто невозможно. И движение "против" напоминает мне восстание луддитов в Англии. Да, можно разбить, сжечь, искорежить все машины. Но разве это остановит технический прогресс в твоей стране или во всем мире?

Несмотря на то, что мне тоже далеко не все нравится в "удаленном" обучении, у него есть свои плюсы. Я думаю, в будущем все школы будут "дистанционными". И одаренный мальчик из деревни Кукуево сможет учиться в математической московской школе, например. Разве это не колоссальные возможности? И вообще школы будут образованы не по территориальному признаку, а по способностям и склонностям детей.

А только представьте, что для Вашего ребенка смогут проводить уроки преподаватели из Сорбонны, или из Итона, или из Кембриджа, или просто из иностранных школ. Вести уроки на английском, немецком, французском. Рассказывать об их странах не на пальцах и не по учебникам, а на примере своей жизни. Разве это не удивительно?

Я думаю, бессмысленно протестовать. Преимущества будут у того, кто первым овладеет дистанционным обучением и воспользуется всеми его шансами и плюсами. Но, разумеется, хотелось бы, чтобы оставалось живое общение. Например, чтобы уроки физкультуры проходили на спортивных площадках или в залах, и можно было сыграть в командные игры типа волейбола или футбола. Чтобы дети с классом ходили в походы и ходили и ездили на экскурсии. Мне кажется, это вполне по силам совместить с дистанционным обучением. А каково ваше мнение?