Беседовала Анастасия Жидкова
Мила Левчук - автор одних из самых популярных в инстаграм курсов о женском достоинстве. В рамках своей теории Мила делит женщин на 3 типа:
1. Нолики - дамы с низкой самооценкой, не любящие себя, позволяющие на себе ездить. Они портят мужчин тем, что игнорируют нарушение своих границ, ничего не просят, и спустя годы их мужья - избалованные эгоисты или тираны.
2. Минусы - женщины “Я сама”. Они пашут, считают, что если не они, то никто. Никому не дают самостоятельности, любительницы покомандовать, унизить, всем что-то доказать. Они думают, что их будут ценить за то, какие они молодцы, но по факту мужчины расслабляются и перестают быть Мужчинами. Их мужские качества не используются, атрофируются, и в итоге такие мужья садятся на шею, спиваются, уходят в другую реальность - игрушки, телевизор и пр.
3. Плюсы - женщины, которые вдохновляют и позволяют мужчине быть сильным. Они не лезут со своим “Я сама”. Им открывают двери и банки, они носят платья, любят и ценят себя, знают свои границы и умеют их отстаивать. Плюсы - это про любовь к себе, здоровый эгоизм и служение мужчине в качестве музы и непоколебимой опоры.
Мила, вы пишите, что нелюбимая работа ради денег, плохой сон и отсутствие заботы о себе делают женщин злыми и раздражительными. Давайте еще раз пройдемся по семейным обязанностям.
Муж - добытчик и отец. Он не моет посуду, не убирает дома, не готовит. Но сидит с ребенком, заботится о маме и обеспечивает семью.
Жена - хранительница очага: создает уют, чистоту, вкусноту и занимается любимым делом, которое дает ей энергию.
Все верно?
В вашем вопросе много «Домостроя», то есть каких-то незыблемых правил, при условии соблюдения которых, семья будет функционировать как механизм. Но семьи так не работают.
Главное, чтобы люди, которые договариваются об этом партнерском взаимодействии в рамках семьи, были оба довольны. Базово, женщина - за отношения, за заботу, за любовь, за уют. Но если уют в доме наводит клининговая компания, то женщина не становится в позорный угол, и на нее не показывают пальцем.
Базово, мужчина - о защите, об обеспечении семьи. А то, что касается их обоих - это их отношения, их дети, их досуг. Все это должно быть в каких-то равных долях. То есть никто не должен быть притеснен и обижен.
Я против того, чтобы существовали какие-либо догмы, под которые человек бы себя подгонял. Поэтому, важно и нужно обсуждать с мужчиной условия, на которых женщина может жить, а не выживать. Очень нереалистичные требования и к себе, и к своей второй половинке вредят всей семье в целом.
У меня стойкое ощущение, что больше всего негатива в комментариях к вашим постам именно на тему финансовой модели семьи. Почему, на ваш взгляд, девушки так отчаянно отстаивают свою позицию “я вкладываю в семейный бюджет 50%, и это нормально”, ведь она выгоднее-то не им, а мужчинам. Когда мужчины возмущаются - оно понятно, но женщины… Отчего это происходит?
Нужно понимать условия нашего женского воспитания и условия, окружающие нас в формате контекста, в котором мы живем. Очень много обесценивания, очень много женоненавистнических убеждений у людей, и это все считается нормой. То есть нормально сказать девушке: «А что ты мне дашь, кроме женского места? Зачем ты мне нужна, если ты не приносишь денег?»
А сколько обесцениваний в сфере материнства: «В поле рожали, родит каждая, нечего героизмом это называть», и так далее. Хотя большинство из тех, кто так высказывается, не являются матерями и не понимают, о чем говорят. Из-за того, что женщины настолько тотально запуганы тем, что их осудят, они строят отношения с мужчиной и начинают разговор именно так: «Я не какая-нибудь меркантильная, я сама могу о себе позаботиться, а если надо, то и о тебе. Подставлю плечо, сделаю все 50/50, смотри, какая я молодец, хвали меня».
Он хватается за это предложение, говорит: «О, мне подходит, с меня снимается 50% ответственности за семью, я могу потребовать побольше». И, в связи с этим, мужчины ведут себя расслабленно, наглеют в некотором роде. А женщины, имея семью вот с таким укладом, понимают, что, если сейчас сделать то, что Мила говорит, то есть прийти к своему мужу и сказать: «А давай я больше не буду деньги вносить в семейный бюджет, мне тяжело, я хочу себе на помаду», то будет скандал. Будет очередное обесценивание, будет куча осуждений, криков, оскорблений, возможно, обид и чего-то там еще. То есть она вытерпит огромный стресс.
Собственно, это мы переломим только тогда, когда девушки поймут, что такое обесценивание, и поймут, что это неправильно, что это насилие в их отношениях. И перестанут поддерживать мужчину в своих убеждениях в том, что они заслуживают такого к себе отношения.
Мила, вы писали, что женщина-плюс не может быть начальником. Но если любимое дело жены - руководство отделом рекламы, или она проектирует самолеты и ей это в кайф. То есть работа по-настоящему любимая и руководящая. Можно оставаться плюсом в такой ситуации?
Она может быть начальником, но она не должна воспринимать карьерный рост, власть, как самоцель, как то, что сделает ее значимой. Я вообще сейчас стремлюсь к тому, чтобы донести до женщин, что девушка важна, ценна сама по себе. Не рядом с мужчиной, не в отношениях, не от того, как она их выстроила, не в результате своих карьерных достижений, а как личность, как набор ее качеств, ценностей, мыслей, планов, идей. От того, как она общается, насколько комфортно людям рядом с ней находиться, от того, какая она в принципе.
И вот этой ценности у нас, как правило, нет. Вот как обычно бывает. Общество предлагает реализоваться: либо ты в семье счастлива - ты жена и мама, либо ты в карьере молодец, либо - там и там. Женщины очень часто, чтобы получить свою ценность, если не могут реализоваться, например, в семье, начинают топить куда-то в карьерную сторону. И получается как в «Москва слезам не верит»: в то время, пока всего пытаешься достичь, никто не говорит о том, что больше всего завыть хочется от одиночества и от выгорания. Вот я против этого.
А девушки, которые свое призвание нашли в таких профессиях, где нужно руководить людьми, должны это делать тоже очень правильно и очень грамотно. У меня есть, например, выпускница одного из первых курсов, которая руководит стройкой. То есть десятком мужчин, каждый из которых считает себя умнее, лучше ее. Она рассказала, как занималась руководством до курса, и как стала делать это после. До курса она ругалась, угрожала, пыталась доминировать, показать, что она не хуже и даже лучше них, пыталась стать мужским лидером. И процветала прокрастинация, ее постоянно подводили, происходили конфликты, срывы сроков.
Получалось так, что нужно было конфликтовать еще больше, еще сильнее, чтобы в принципе чего-то от мужчин добиться.
Поэтому девушка-плюс - это девушка в первую очередь. И, если она на руководящей должности, и она выстраивает гармоничные, здоровые, основанные на уважении и доверии к профессионализму своих подчиненных, отношения - они начинают стараться на совесть.
У вас есть онлайн-курс, на котором вы учите, как обрести женское достоинство. В рамках этого курса вы рассказывали свою знаменитую историю про стиральную машинку - когда в семье, где трое сыновей, у мамы сломалась стиральная машина. И она несколько месяцев стирала руками, так как муж сказал - ты виновата, ты сломала машинку, вот теперь и стирай сама. И она стирала. Очевидно, что это жесткий нолик. И вот как поступать в таких запущенных случаях - сколько времени требуется на то, чтобы перестроить себя и приобрести это самое женское достоинство? Месяц усиленных упражнений, два, три?
Сильно зависит от того, как сама девушка относится к этой ситуации. Потому что в описанном примере про стиральную машинку девушка находилась или находится до сих пор (утратила, к сожалению, с ней связь, не знаю, чем дело кончилось) в отношениях с абьюзером.
Это человек, который применял в ее отношении бытовое насилие, иначе это не называется. Соответственно, в связи с этим, у нее могут произойти разного рода психические травмы, и эти травмы могут довести ее до различной степени тяжести депрессий, психозов, даже какой-то психосоматической болезни. В зависимости от степени запущенности; от целеустремленности девушки; от ее понимания, что она хочет получить, скажем, от курса, на котором она учится; от ее оптимизма и от того, насколько она добросовестно выполняет задания, которые я даю, у каждого свой срок “приобретения женского достоинства”.
У девушки, которая вырвется в итоге с тремя детьми от этого тирана и начнет расправлять плечи, на реабилитацию уходит, обычно, от одного года. Так как недостаточно объяснить, почему нельзя с тобой так обращаться. Нужно еще пережить, реабилитироваться от полученного насилия, нужно прийти в себя, вспомнить, какая я, чего я хочу, утвердиться в собственной личности. Прожить все это горе, не дать ему вернуться, не дать ему дальше себя разрушать. Ведь есть дети, а это связь с этим человеком.
То есть там все достаточно сложно, и курс, конечно же, помогает ускорить процесс выздоровления, так сказать. Он вносит в мир девушки, которая жила так и считала, что это нормально, новые понятия. Например, такие понятия, как чувство собственного достоинства, как собственные границы, как то, что она может и имеет право отдыхать. Нельзя ее эксплуатировать, нельзя ее обесценивать, нельзя наказывать и подвергать бытовому насилию.
То есть для нее это все - новость. Она будет сидеть на курсе и говорить: «А что, так можно было? А что, я действительно могу не делать то, что я ненавижу и то, что мне тяжело?» Они так рассуждают, и поэтому конкретно мое обучение вносит те данные, которые нужны личности для того, чтобы начать выздоравливать, для того, чтобы перестать действовать вразрез со своими интересами и загонять себя в какие-то ужасные условия. Но будет ли девушка это делать, зависит только от нее. И насколько глубока та яма, которую она сама себе вырыла, также носит индивидуальный характер.
Как уловить эту грань: где женское достоинство и высокая самооценка, а где уже высокомерие и потребительское отношение к мужчине?
Всегда должен быть баланс. Потому что когда мы говорим о том, что на одном конце палки - молчание и полное игнорирование своих интересов, а на другой - требование и выбивание себе того, что я хочу, любой ценой, то всегда нужно понимать середину.
Вот у меня есть такие понятия, они не только у меня: умонастроение страсти, умонастроение невежества, умонастроение благости.
Умонастроение невежества - это когда: “Ничего не буду делать, кругом все идиоты, я молодец, думать нужно своей головой”. Откуда в голове появляются эти мысли и информация для новых выводов - вопрос десятый. То есть человек, который защищается от любых перемен и знаний, находится в позиции инертной.
А умонастроение страсти - это когда без разбору все хватаете и применяете в какой-то гиперболизированной мере. Когда начинается предъявление мужчине претензий, конфликты, какая-то требовательность, собственно, появляется корона на голове.
Умонастроение благости - это когда человек понимает, чего он хочет добиться на самом деле. А хочет он разрешить конфликт, а не показать, например, что я права. Мы начинаем исходить из общих интересов и применять знания не бездумно, по шаблону, а учитывая свою собственную ситуацию. Мы учимся думать и принимать последствия адекватно.
Я всегда рассказываю об этих трех умонастроениях, и девчонки уже достаточно хорошо в них ориентируются после лекций. В принципе, я думаю, что уберечься от несоблюдения вышеупомянутых граней невозможно. Все равно кто-то начнет эту палку перегибать, но те, кто захотят быть в умонастроении благости - они будут.
Полное интервью с Милой читайте в нашем журнале