Самое удивительное то, что каждый из нас ассоциирует «учёбу» в основном со школой, максимум и с институтом (университетом). И всё. Мне не совсем понятно, почему люди считают, что на этом учёба заканчивается и начинается «взрослая жизнь» (работа).
Это не так. Мы учимся всю свою жизнь и делаем это ежедневно, но в разных формах.
Посему об этом я говорю в рамках более глобальных процессах, чем просто «обучение в школе». Но для того, чтобы было понятно, о чём речь, буду говорить на примере понятном всем — математике в любой обычной школе.
Уверен, что на выходе из средней школы любой, подчёркиваю ЛЮБОЙ ученик, не имеющий медицинских отклонений, может стать знатоком школьной программы.
Что для этого необходимо:
- внутреннее желание (мотивация) самого ученика подняться на эту высоту;
- нормальная память (умение запомнить, длительное время хранить и быстро извлекать некий объём знаний);
- сила воли проводить «тренировки» на постоянной основе;
- постоянно решать задачи, наращивая их сложность.
Любая точная наука состоит из дисциплин. Каждая дисциплина состоит из разделов. Для освоения каждого раздела (чтобы стать настоящим знатоком в конкретной дисциплине) вам необходимо сделать следующее:
- освоить (выучить твёрдо) основные: законы, правила, аксиомы на которых базируется каждая наука;
- выписать и выучить ВСЕ формулы, теоремы и классические приёмы (решения), относящиеся к каждому разделу;
- периодически решать задачи из этих разделов, переходя от простых к самым сложным — «набивая руку», запоминая возможные варианты.
- отработав это до автоматизма, можно утверждать, что в этот момент ученик способен решать даже самые сложные (конкурсные) задачи.
Что происходит у нас в реальной жизни:
- Основы даются в школе, но никто не «наседает» на учеников в борьбе за чёткое запоминание этих правил. Кто-то запомнил, кто-то не всё, кто-то просто пропустил и не знает об их существовании вообще!
- К сожалению, формулы дают самые известные — они фигурируют в учебниках. А вот разные «приёмы», облегчающие или упрощающие решения — их, практически не приводят в школе. Очень редко. Это сильно сокращает возможности учеников по решению задач. Кто хочет учиться — делает это сам.
- А вот тут поле исключительно для самостоятельной деятельности. Это дополнительные работы. Сюда заходит только тот, кто сильно мотивирован и кого не надо уговаривать учиться.
- А о тренингах от простого к сложному я вообще молчу — сие не для всех, к сожалению.
Эти размышления на примере точных наук абсолютно легко «ложатся» и на гуманитарные науки. Такую стратегию можно применить и в них.
Вам никто и ничего не должен — хотите развиваться, тогда не ждите и делайте для себя всё сами.
Автор: Михаил Вениаминович, руководитель канала «Хакнем Суть», г. Москва