Знаете, что мне история с запретом Кураева напоминает? Да и не только она. Из той же серии: не отправление под запрет за ломателя баб через колено противогазного протоиерея Андрея Ткачева. Из той же серии незамеченное большинством верующих хамство некогда очень уважаемого мною и столь же некогда весьма остроумного протоиерея Дмитрия Смирнова. Наконец, из той же серии реакция, сквозь пальцы, на екатеринбургского проклинателя; такая же, как и десять лет назад, на Петра Кучера.
Так вот, все это мне напоминает маргинализацию, в том числе и интеллектуальную, нашего православного – и не только – общества, и скатывание в мир, некогда описанный Стругацкими в романе «Трудно быть богом». Не сомневаюсь, что мы оттуда выберемся. Вопрос только: кто будет новым доном Руматой? Надеюсь, что рано или поздно в нашей Церкви появится второй Кураев, а такие как Ткачев перестанут быть в тренде.
Но это – в далеком будущем. Будущее же ближайшее, постэпидемическое, видится не очень радужным. В церковном плане. Среди образованных пастырей, способных защищать Православие на интеллектуальном уровне в медиа-пространстве, я вижу пока что только одного – протоиерея Александра Абрамова. Если знаете еще кого – напишите. Но он, все-таки, не миссионер.
Да и лекции отец Александр вроде не читает в университетах. Таковых, кто подобно Кураеву, шел в студенческие аудитории, больше нет. Не Ткачева ж туда пускать, Православие позорить. Вот и говорю, что мы в преддверие времен, некогда описанных Стругацкими в названном романе.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков