В этой статье я подробно расскажу об одиннадцатом эпизоде сериала. Если порядковый номер серии вас несколько смущает, то рекомендую ознакомиться с этой статьёй 😉
Название эпизода: "Спасение" (Rescue)
Автор сценария: Питер Бэлвуд
Режиссёр: Кен Джиротти (также снял эпизод "Грей")
Злодей: Эгран Петрозиан и тайная полиция
Сюжет: Первый Отдел разрушает химический завод в одном из городов Восточной Европы, в ходе миссии Майкла серьёзно ранят, и он остаётся за бортом. Никита и Мэдлин отправляются спасать его под прикрытием, а Майкл тем временем берёт в плен медсестру, которая проникается к нему симпатией.
Интересные факты.
💣 Этот эпизод считается одним из самых удачных во всём сериале — как среди поклонников шоу, так и членов съёмочной группы. Здесь есть всё: сильная игра Роя Дюпюи, Нэнси Битти (Анжи) и Найджела Беннета (Петрозиан), сценарий, в котором каждому персонажу находится своё место, и финальный сюжет твист, переворачивающий происходящее с ног на голову.
💣 Что особенно выделяет серию на фоне остальных — это вступительная сцена нападения на завод, из которой почти полностью удалены диалоги и звуковые эффекты, и основную роль играет музыка (трек Enigma 'Beyond the Invisible'). Идея снять сцену именно таким образом принадлежала специалисту по монтажу Дэвиду Томпсону. В результате, вместо дежурной боевой перестрелки, каких на телевидении тысячи, получилось что-то невероятно красивое и ужасное одновременно.
Сцена снималась в течение трёх дней, что очень долго для телевизионного проекта. Некоторые кадры, например, крупный план несработавшего таймера и обезвреживание охраны, были сняты в студии и добавлены к сцене с помощью монтажа. После этого эпизода на съёмки отводилось не более двух дней, и зачастую приходилось справляться за одни сутки.
💣 Ещё одна отличительная черта эпизода — это выбор локаций и декорации, над которыми работал дизайнер Рокко Маттео. Мрачные стены больницы, тоскливая квартирка Анжи, холодные заснеженные улицы — всё это отлично работало на атмосферу.
💣 В изначальной версии сценария Мэдлин играла куда более важную роль в спасении Майкла. Она приходит домой к Никите, и за бокалом вина они начинают обсуждать мужчин. В ходе разговора Мэдлин намекает, что когда-то состояла в отношениях с Майклом (!) и поэтому хочет спасти его не меньше Никиты. Именно Мэдлин убеждает шефа устроить миссию спасения. Всё это вырезали, хотя роль Мэдлин по-прежнему оставили куда более значительной, чем в других эпизодах. Обычно она не участвует в заданиях, но здесь проявляет себя сразу в нескольких любопытных ситуациях. Во-первых, вызывает у себя настоящий сердечный приступ (нечто подобное мы также сможем наблюдать во втором сезоне в серии "Одиночный поиск"). Во-вторых, демонстрирует Никите умение заводить машину без ключей, при помощи нескольких проводов.
💣 В изначальной версии сценария майор Франкель ловит Майкла в самом начале серии и приводит на допрос к Петрозиану. Последний, увидев, что Майкл тяжело ранен, приказывает доставить его в больницу. Там Майкл впервые видит Анжи и, несмотря на своё состояние, начинает флиртовать с ней. Данные сцены вырезали, чтобы ускорить развитие сюжета, и в результате, Майкл находится в бегах на протяжении всей серии.
💣 В изначальной версии сценария планировалась сцена, где Мэдлин и Никита устраивают презентацию косметической продукции. На вечер собирается много заинтересованных женщин и их скучающих мужей, Мэдлин со сцены рассказывает о преимуществах крема для лица, в то время как Никита демонстрирует правильный способ нанесения губной помады. Сцена задумывалась как своеобразный комик-релиф, но была вырезана, так как никоим образом не продвигала сюжет. Единственной привязкой к новой "профессии" осталась сцена между Мэдлин и Франкелем.
💣 Развязка серии также планировалась куда более замысловатой. Майкл и Анжи едут в убежище, подготовленное для них Отделом, но тайная полиция добирается туда быстрее. Майкл угоняет автомобиль и направляется в отель, где находятся Мэдлин и Никита. На его беду, там его поджидает Петрозиан — и стреляет в него. Майкл падает замертво, после чего его находит Анжи и отвозит на квартиру к своему бывшему мужу, хирургу. Он отказывается помогать, так как работает на правительство. Мэдлин и Никита вынуждены искать Майкла, исходя из собственных догадок, но в результате их миссия всё же увенчивается успехом. Все вместе, как и в конечной версии, едут на военную базу, где и происходит финальное столкновение. Всё это было вырезано в целях экономии бюджета, но получившийся вариант оказался более выигрышным, так как наглядно демонстрирует жертву, которую пришлось принести Анжи.
💣 Приглашённая звезда Нэнси Битти (Анжи) получила премию "Гемини" за роль в этом эпизоде.
💣 Полковник Эгран Петрозиан вернётся во втором сезоне в серии "Новый режим".
💣 Это первый эпизод, в котором во время брифинга не используется голограмма.
💣 Действие происходит в вымышленном городе "Клодно", что звучит очень похоже на город Кладно в Чехии. Создатели решили обойтись вымышленной локацией и указать только на то, что события разворачиваются в Восточной Европе.
Локации.
🏡 Гудерхам и Вортс (Gooderham & Worts) — завод по производству спиртных напитков, построенный в 1860-х годах. В 90-х завод был полностью закрыт, а в 1998 этому месту был присвоен статус национальной достопримечательности Канады.
Именно здесь проходит атака на завод в начале серии.
Железные резервуары, показанные в сериале, на самом деле не существуют и были разработаны командой по спецэффектам.
Улица, на которой находится дом Анжи, также является частью комплекса Гудерхам и Вортс.
Улица, с которой Мэдлин и Никита угоняют машину, также является частью комплекса Гудерхам и Вортс.
🏡 Энергетический завод Хёрна (Hearn Generating Station) — завод по производству энергии. Был открыт в 1951 году, изначально предназначался для переработки угля, в 70-х был переоборудован для добычи газовой энергии. В начале 90-х завод закрыли, и в 2000-х начали массово сдавать его в аренду съёмочным группам и другим компаниям для проведения всяческих встреч и событий.
В сериале завод "сыграл" роль больницы и одновременно завода, где проходила перестрелка.
Музыка.
🎶 Enigma 'Beyond the Invisible'
Бой на химическом заводе в начале серии.
Комментарии создателей.
Дэвид Томпсон:
Сцена с вертолётом снималась в два подхода: с утра, когда шёл снег, и после обеда, когда снега почти не было. Мне приходилось монтировать это всё, когда в половине кадров у меня был снег, а в половине нет. Пришлось добавлять спецэффекты, но с вертолётом это было очень сложно. Вертолёты стоят очень дорого, и все стараются снять их побыстрее. Я думаю, что Кенни Джиротти хорошо постарался. Ох уж эти деньки, когда на съёмки можно было взять два дня!
Мои комментарии.
🎬 Эта серия мне очень нравится по двум причинам. Первая — образ Анжи. Нэнси Битти действительно смогла несколькими сценами создать полноценный и сложный образ, её боль и подвиг здесь чувствуются сильнее, чем что-либо ещё. Второе — это раскрытие характера Майкла. Несмотря на его первоначальную жёсткость в обращении с Анжи, он проникается к ней сочувствием и даже предлагает помочь. В чём-то он здесь похож на Никиту, вечно пытающуюся защитить невинных. Тот факт, что Майкл пошёл на такой шаг, говорит о том, что у него есть сердце, и что он очень благородный мужчина.
🎬 Нравятся мне здесь и очень тонкие романтические нотки между Майклом и Анжи. Тот факт, что в изначальной версии сценария он пытался заигрывать с ней ещё в больнице, только подтверждает мои догадки: Майкл использовал своё мужское обаяние, а Анжи, будучи одинокой женщиной, легко на это клюнула. В конечной версии, которую нам показали, Майкл ведёт себя более сдержанно, но думаю, что Анжи всё равно в него немножечко влюбилась.
Мой фанфик на эту тему можно прочитать здесь.
🎬 Атмосфера Восточной Европы, на мой взгляд, действительно была восстановлена достаточно точно. Из того, что покоробило, — тот факт, что медсёстры ездят на личных автомобилях. Более правдоподобным было бы усадить Анжи в общественный транспорт, но тогда, конечно, Майкл не смог бы её похитить.
🎬 Также любопытно понаблюдать за надписями в этой серии.
На холодильнике Анжи висит надпись на польском, означающая "счастье".
На банке с соком, который пьёт Майкл, можно рассмотреть какую-то совсем невменяемую надпись "Наранж Сок". Гугл такого языка не знает, поэтому есть догадка, что эту надпись придумал кто-то не особо грамотный.
Когда Мэдлин и Никита прибывают в Клодно, на двери можно рассмотреть надписи 'Лопуштанi' и 'Можi'. Отдалённо это напоминает болграский, хотя слов таких тоже не существует.
Дальше, когда Мэдлин и Никита проходят в бюро регистрации коммерческой деятельности, можно заметить надпись на русском языке "Продавец".
Чуть позже - "Измерять", тоже на чистейшем русском.
Машина скорой помощи носит надпись "Хiтност", что тоже гуглом не определяется.
В больнице можно заметить надпиь "Уход" вместо "Выход".
В общем и целом создаётся впечатление, что надписи придумывались "от балды", и вряд ли кто-то из съёмочной группы владел хоть одни из упомянутых языков. Скорее всего, таким образом создатели маскировали реальную локацию, чтобы избежать последующих обвинений в клевете (по той же причине Кладно превратился в "Клодно").
🎬 Тот факт, что нам тут показывают полуголенького Майкла в обтягивающих брючках, конечно, не может не радовать 😋
🎬 Очень трогательный момент в конце серии между Майклом и Никитой, где явно видны её попытки защитить и уберечь, а также прослеживается полное взаимопонимание по поводу Анжи.
— Мне жаль, что она умерла.
— Мне тоже. Но я рад, что она жила.
🎬 Ну и, конечно же, здесь очень харизматичный злодей в исполнении Найджела Беннета. Почему он похвалил Никиту за работу и сразу же напал на Майкла? Мой вариант — он отлично читал людей и искал тех, кого можно использовать в своих целях. Мужчин, которые могли соперничать с ним, он жёстко унижал, а вот женщин, которые могли сыграть ему на руку, хвалил и умасливал. Эту его тактику мы ещё увидим во втором сезоне.