Сколько же человек в создании памятника участвовали?
1) Этьен Морис Фальконе
Статую создал гениальный французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Под его руководством её и отливали.
Медный всадник — это иносказание, или аллегория: так на языке скульптуры обозначено, что Пётр I победил всех врагов России.
2) Мари Анн Колло
Только голова Петра долго у Фальконе не получалась, и мастер поручил вылепить её своей ученице Мари Анн Колло.
3) Фёдор Гордеев
Матушка-государыня Екатерина, как сказывали, на скульптора осерчала. То ли он на неё. Только уехал он во Францию, и змею не долепил — это уж русский скульптор Фёдор Гордеев заканчивал.
4) Юрий Фельтен
Место для памятника нашёл и обустроил зодчий Юрий Фельтен.
5) Емельян Хайлов
Фигура коня стоит не на двух (как кажется на первый взгляд), а на трёх точках опоры. Но всё равно было очень трудно отлить эту скульптуру: она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена из более тонкого слоя металла и потому она более лёгкая.
А всему голова в этих работах был знаменитый русский мастер-литейщик Емельян Хайлов.
6) Екатерина II
Царица Екатерина заказала этот памятник и обсуждала со скульптором, каким он быть должен. Медный всадник — памятник не властителю, даже не воину, а просвещённому герою.
7) Иван Иванович Бецкой
Камень «Гром» — естественное подножие для фальконетовой группы Петра I был найден близ Лахты и с огромным трудом под руководством вельможи И. И. Бецкого перевезён в Петербург.
Как камень нашли, тут же и стали обрабатывать. Правда, Иван Иванович Бецкой вначале не дозволял даже к нему прикоснуться — в такое восхищение от величины монолита сего пришёл.
Да скульптор сильно осерчал: ему ж благородную форму постаменту придать хотелось. Вроде и камень — а вроде и волна государя прямо к небесам возносит. Обработку-то начали еще в лесу и продолжали во время перевозки.
По приказу Бецкого была даже специальная медаль выбита с надписью «Дерзновению подобно».
У нас в России нередко случается, что работают одни, а ордена и медали другим достаются. Впрочем, время всё по своим местам расставляет.
8) Ласкари
Автором технического приспособления, созданного для перевозки «Гром»-камня считается иностранец Ласкари, руководивший работами.
Для перевозки соорудили два огромных жёлоба, обили их медью, а через некие промежутки пускали бронзовые шары. По ним и катилась платформа, на которой камень стоял. А по мере движения камня желоба переставляли.
9) Мелиссино
В создании памятника также принимали участие придворные наездники — особливо господин Мелиссино, он и ростом, и статью на покойного государя походил. По сто раз на дню взлетали они на коне на помост. А господин Фальконе с альбомом стоял — коня зарисовывал, как у него всякая жилочка играет.
Самолучших коней на царской конюшне отбирали. По кличкам Бриллиант и Каприз.