Найти тему

Создание Медного Всадника: в России нередко случается, что работают одни, а ордена и медали другим достаются

Сколько же человек в создании памятника участвовали?

Открытие монумента Государя Императора Петра I — 1782 года. Гравюра А.К. Мельникова по рисунку А.П. Давыдова. Середина XIX в.
Открытие монумента Государя Императора Петра I — 1782 года. Гравюра А.К. Мельникова по рисунку А.П. Давыдова. Середина XIX в.

1) Этьен Морис Фальконе

Статую создал гениальный французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Под его руководством её и отливали.

Медный всадник — это иносказание, или аллегория: так на языке скульптуры обозначено, что Пётр I победил всех врагов России.

Бюст Э.М. Фальконе С.-А. Колло. 1773 г.
Бюст Э.М. Фальконе С.-А. Колло. 1773 г.

2) Мари Анн Колло

Только голова Петра долго у Фальконе не получалась, и мастер поручил вылепить её своей ученице Мари Анн Колло.

Слева — портрет Мари-Анны Колло художника Пьер-Этьен Фальконе (1773); справа — Мари-Анна Колло. Портрет Петра I. 1768—1770 гг. Гипсовый эскиз головы Медного всадника
Слева — портрет Мари-Анны Колло художника Пьер-Этьен Фальконе (1773); справа — Мари-Анна Колло. Портрет Петра I. 1768—1770 гг. Гипсовый эскиз головы Медного всадника

3) Фёдор Гордеев

Матушка-государыня Екатерина, как сказывали, на скульптора осерчала. То ли он на неё. Только уехал он во Францию, и змею не долепил — это уж русский скульптор Фёдор Гордеев заканчивал.

4) Юрий Фельтен

Место для памятника нашёл и обустроил зодчий Юрий Фельтен.

С. С. Щукин. Портрет Юрия Фельтена. 1786 г.
С. С. Щукин. Портрет Юрия Фельтена. 1786 г.

5) Емельян Хайлов

Фигура коня стоит не на двух (как кажется на первый взгляд), а на трёх точках опоры. Но всё равно было очень трудно отлить эту скульптуру: она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена из более тонкого слоя металла и потому она более лёгкая.

А всему голова в этих работах был знаменитый русский мастер-литейщик Емельян Хайлов.

Вид камня «Гром» во время перевоза его в присутствии Екатерина II января 20-го 1770 г. Якоб ван Шлей
Вид камня «Гром» во время перевоза его в присутствии Екатерина II января 20-го 1770 г. Якоб ван Шлей

6) Екатерина II

Царица Екатерина заказала этот памятник и обсуждала со скульптором, каким он быть должен. Медный всадник — памятник не властителю, даже не воину, а просвещённому герою.

7) Иван Иванович Бецкой

Камень «Гром» — естественное подножие для фальконетовой группы Петра I был найден близ Лахты и с огромным трудом под руководством вельможи И. И. Бецкого перевезён в Петербург.

Как камень нашли, тут же и стали обрабатывать. Правда, Иван Иванович Бецкой вначале не дозволял даже к нему прикоснуться — в такое восхищение от величины монолита сего пришёл.

Да скульптор сильно осерчал: ему ж благородную форму постаменту придать хотелось. Вроде и камень — а вроде и волна государя прямо к небесам возносит. Обработку-то начали еще в лесу и продолжали во время перевозки.

По приказу Бецкого была даже специальная медаль выбита с надписью «Дерзновению подобно».

У нас в России нередко случается, что работают одни, а ордена и медали другим достаются. Впрочем, время всё по своим местам расставляет.

Памятная медаль «Дерзновению подобно» января 20-го 1770 г.
Памятная медаль «Дерзновению подобно» января 20-го 1770 г.

8) Ласкари

Автором технического приспособления, созданного для перевозки «Гром»-камня считается иностранец Ласкари, руководивший работами.

Для перевозки соорудили два огромных жёлоба, обили их медью, а через некие промежутки пускали бронзовые шары. По ним и катилась платформа, на которой камень стоял. А по мере движения камня желоба переставляли.

Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I. Бю Патерсен. 1806 г.
Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I. Бю Патерсен. 1806 г.

9) Мелиссино

В создании памятника также принимали участие придворные наездники — особливо господин Мелиссино, он и ростом, и статью на покойного государя походил. По сто раз на дню взлетали они на коне на помост. А господин Фальконе с альбомом стоял — коня зарисовывал, как у него всякая жилочка играет.

Самолучших коней на царской конюшне отбирали. По кличкам Бриллиант и Каприз.

10) А ещё: каменотёсы, литейщики, рабочие...

Сколько же человек в создании памятника участвовали? 1) Этьен Морис Фальконе Статую создал гениальный французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Под его руководством её и отливали.-8