Найти в Дзене
По дорогам сказки

Чем на самом деле укололась Спящая красавица?

В известной сказке Спящая красавица засыпает от укола о веретено. Но в более ранней версии, изданной в книге Джамбаттиста Базиле в 1636 году, красавица засыпает вовсе не от укола. Да и вообще, вы видели веретено? Как о него можно уколоться? Оно гладкое, отполированное навивающейся нитью…

Спящая красавица. Иллюстрация Татьяны Дорониной
Спящая красавица. Иллюстрация Татьяны Дорониной

Считается, что Шарль Перро (да, у него тоже есть вариант «Спящей красавицы») и братья Гримм «переписали» вариант Базиле.

Вообще, сюжет этой сказки действительно сложный, и его истоки в глубокой древности. Талии в сказке Базиле было предсказано (никаких злых волшебниц!) , что она заснет от костры (кусочка стебля в пакле), застрявшей под ногтем. Большинство авторов публикаций в сети делает акцент на то, что молодой король уже был женат, да еще лазил по заколоченным замкам и грешил со спящими девушками. Но и тут все очень хитро запутано.

"Наконец, достиг он комнаты, где находилась зачарованная принцесса, и позвал её, так как думал, что она спит; но она не отвечала ни на его зов, ни на встряску, а король, все больше и больше разгораясь от её красоты, на руках отнёс её на ложе и там сорвал плоды любви. После чего оставил её лежать на кровати, а сам вернулся в своё королевство, и больше о случившемся не вспоминал. " (Из сказки "Солнце, Луна и Талия"). Иллюстратор Скотт Густаффсон
"Наконец, достиг он комнаты, где находилась зачарованная принцесса, и позвал её, так как думал, что она спит; но она не отвечала ни на его зов, ни на встряску, а король, все больше и больше разгораясь от её красоты, на руках отнёс её на ложе и там сорвал плоды любви. После чего оставил её лежать на кровати, а сам вернулся в своё королевство, и больше о случившемся не вспоминал. " (Из сказки "Солнце, Луна и Талия"). Иллюстратор Скотт Густаффсон

В сказке действительно два ключевых момента – укол и последующий сон. Если мы почитаем сказки самых разных народов, то там найдем многочисленные истории о том, как главный герой или героиня засыпают от незаметно подколотой в одежду или волосы булавки, шпильки, гребня. И засыпает беспробудным сном, от которого может пробудить лишь слеза возлюбленной либо изъятие той самой булавки (гребня, шпильки). В некоторых сказках булавка в волосах превращает девушку в птицу, причем возвращает человеческий облик ей жених (муж), точно так же, вынув булавку. Беспробудный сон, это, естественно, смерть, а оплакивание – средство возвращения к жизни. Превращение в птицу – так же смерть. Наверное, вы слышали о примете, что душа человека может навещать родственников в виде птички? А так же о другой примете – птичке, влетевшей в помещение (к несчастью)…

"Девушка слезла (с дерева). Сарацинка распустила ей волосы, увидела в них шпильку, схватила ее и уколола девушку в ухо. На землю упала капля крови, а девушка умерла. Но капля крови превратилась в голубку. Голубка взмахнула крыльями и улетела, а поганая сарацинка взобралась на дерево". (Сказка "Бела, как молоко, румяна как кровь")
"Девушка слезла (с дерева). Сарацинка распустила ей волосы, увидела в них шпильку, схватила ее и уколола девушку в ухо. На землю упала капля крови, а девушка умерла. Но капля крови превратилась в голубку. Голубка взмахнула крыльями и улетела, а поганая сарацинка взобралась на дерево". (Сказка "Бела, как молоко, румяна как кровь")

Так что Спящая красавица все же умерла, а не уснула. Но, опять же, думается мне, что эта смерть была связана с моментом перехода из состояния девочки в статус невесты. Помните, что у Базиле сон был предсказан именно от льна, у Перро и братьев Гримм – от веретена. Веретено - непременный спутник женщины еще в XIX веке (это сейчас мы с вами готовую одежду приобретаем в магазине). Веретено – сакральный предмет, напоминающий ось вращающегося мира, а самые «сильные» богини – богини судьбы (мойры, парки, норны).

Со временем функции языческих богов переносились на христианских святых. З прядение отвечала Параскева Пятница и Божия Матерь. На иллюстрации «Богородица прядущая», мозаика алтарного столба в соборе Св. Софии Киевской. Правая часть композиции «Благовещение». 1043-1046 гг.
Со временем функции языческих богов переносились на христианских святых. З прядение отвечала Параскева Пятница и Божия Матерь. На иллюстрации «Богородица прядущая», мозаика алтарного столба в соборе Св. Софии Киевской. Правая часть композиции «Благовещение». 1043-1046 гг.

В скандинавском пантеоне кроме трех норн, есть более жестокие рукодельницы – валькирии. Они ткут на стальных копьях человеческие кишки, черепа заменяют грузила, а стрелы – колки. Одна из валькирий – Сигрдрива (ассоциируемая с Брунгильдой), тоже была погружена в сон. Разбудил ее Сигфрид, а после женился не на ней, а на некой Гудрун. И все из-за напитка забвения, который та ему подсунула.

Сигурд нашел валькирию на холме, окруженном красными и белыми щитами, а так же кольцом из пламени. Иллюстрация Harry George Theaker, 1920 г.
Сигурд нашел валькирию на холме, окруженном красными и белыми щитами, а так же кольцом из пламени. Иллюстрация Harry George Theaker, 1920 г.

Эта легенда имеет параллели не только в европейских сказках, но и в русских тоже. Так, Иван Царевич бежит с Василисой Премудрой от ее отца (Чуда Юда, Некрещеного Лба, Морского Царя). Но, вернувшись, Иван Царевич забывает свою нареченную и готовится к новой свадьбе. А Марьюшка в сказке про Финиста Ясна Сокола вовсе находит мужа женившимся на царице тридесятого царства (он, кстати, спит беспробудным сном и просыпается лишь от горючей слезы Марьюшки). Забвение прежней возлюбленной здесь вовсе не от «капель», а от того, что главный герой вступает в иной мир. Он «забывает» свою прежнюю любовь, так как она в другом мире, он здесь без нее. Но, когда они встречаются, вторая супруга оказывается «лишней», «незаконной».

"Живет день и другой с отцом, с матерью, а на третий задумал свататься на какой-то королевне. <...> Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно - и в ту же минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна. <...> Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую". (Сказка "Морской Царь и Василиса Премудрая"). Иллюстрация Катерины Штанко
"Живет день и другой с отцом, с матерью, а на третий задумал свататься на какой-то королевне. <...> Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно - и в ту же минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна. <...> Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую". (Сказка "Морской Царь и Василиса Премудрая"). Иллюстрация Катерины Штанко

Еще один интересный момент, опущенный редактурой в XIX веке. И у Базиле, и у Перро дело одним поцелуем не ограничилось. Спящая красавица, не пробуждаясь, рождает двух детей. И, да, есть русский аналог: в сказке «О молодце-удальце, живой воде и молодильных яблоках» царевич проникает во дворец спящей девицы, «шутит негораздо», крадет воду и яблоки. Пробудившаяся богатырка через некоторое время приезжает к царю (отцу Ивана) вместе с двумя сыновьями и требует выдать «виноватого».

"... Тожно посылает Белая Лебедь Захарьевна к царю сказать, чтобы выслал виноватого. Царь, наконец, посылает младшего сына; он бредет — на нем лаптишки худые, чежелко´ худое. Дети кричат: «Вон нищий какой-то идет!» А мать говорит: «Нет, это ваш батюшка». — «Чем мы будем его потчевать?» — «А чем бог послал!» Когда Иван-царевич пришел, она надела на него хорошую лопоть (одежду), и поехали они к царю. " (Из сказки "О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде")
"... Тожно посылает Белая Лебедь Захарьевна к царю сказать, чтобы выслал виноватого. Царь, наконец, посылает младшего сына; он бредет — на нем лаптишки худые, чежелко´ худое. Дети кричат: «Вон нищий какой-то идет!» А мать говорит: «Нет, это ваш батюшка». — «Чем мы будем его потчевать?» — «А чем бог послал!» Когда Иван-царевич пришел, она надела на него хорошую лопоть (одежду), и поехали они к царю. " (Из сказки "О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде")

Русская богатырка, кстати, более похожа на скандинавскую Сигрдриву-Брунгильду, чем на безропотную европейскую принцессу. Чтобы попасть к ней, нужно преодолеть высокую стену, а валькирия почиет, окруженная щитами и огненным кольцом. Сама Усоньша (она же Синеглазка, Царь-девица) бросается в погоню за царевичем, сражается с ним и побеждает его. Да и одно из ее имен – Белая Лебедь Захарьевна, отсылает к эпитету валькирий «лебединые девы». С Василисой Прекрасной, между прочим, Иван Царевич знакомится на берегу водоема, когда она со своими сестрами прилетает купаться. Он прячет ее сорочку, и она уже не может улететь, вынуждена помогать ему в тридесятом царстве. А как вы думаете, за что Один уколол валькирию Сигрдриву «шипом сна» и предрек судьбу простой замужней женщины? За то, что однажды она с сестрами отдыхала под дубом, и некий Агнар украл их рубашки. Из-за этого валькирии пришлось даровать победу Агнару в бою с Хьяльм-Гуннаром (а тому обещал победу сам Один).

Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что краше всех, кушачок и спрятал за пазуху". (Сказка "Три царства: медное, серебряное и золотое"). Иллюстрация А. Горбарукова
Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что краше всех, кушачок и спрятал за пазуху". (Сказка "Три царства: медное, серебряное и золотое"). Иллюстрация А. Горбарукова

Подведу итоги: изначальный смысл сказки был вовсе не в том, чтобы «уколоться и забыться, где бы взять веретено?». Это история о том, как царевич (он же принц и король) попадает во владения птицедевы, спящей в ожидании нареченного. Причем этот царевич там не случайно, он изначально избран быть правителем (например, Агнар – одно из родовых имен династии Сигфрида), так как он знает, каким образом можно заполучить в жены волшебную красавицу. Сон здесь – не от проклятья волшебницы, а от «шипа сна», занозы, в общем, острого предмета, застрявшего в теле (у Базиле красавица просыпается, когда один из детей случайно высасывает занозу). Кстати, Т.А. Агапкина, подробно исследовавшая тему колючих растений, указывает, что шипы использовались для того, чтобы покойник не превратился в вампира, упыря, а заросли колючих растений – любимое место отдыха вил (крылатых дев). Это еще раз подтверждает, что Спящая красавица была не простой принцессой, а происходила из рода волшебных существ, и ее нужно было лишить сил, уколов шипом, до того момента, когда настанет срок и она сможет стать женой.

Большое спасибо, что дочитали до конца!

Наталия Трясцина.

Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.

Больше по данной тематике в статьях: