Найти тему
Роман Апрелев

Любовный треугольник средней полосы

В каждом маленьком городе кипят нешуточные страсти. Ведь везде есть люди, которые влюбляются, ссорятся, завидуют, ревнуют, предают, прощают и подличают. Иногда это все может проделать и один человек.

Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”
Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”

Фильм “Однажды в Трубчевске” Ларисы Садиловой как раз о такой жизненной драме, которая может быть на любой улице. Дальнобойщик завел шашни с соседкой. Мы даже не знаем почему, как и когда. Нас ставят перед фактом. Мужик отправляется в рейс. Отъехав от дома, он сбрасывает ремень безопасности. Всё, свободен! А на трассе его уже поджидает любовница, которая говорит мужу, что едет в Москву, но сама сходит с автобуса в условленном месте.

Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”
Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”

Фильм не богат на события, быстрым ритмом не побалует. Два человека не первой молодости пытаются как-то быть счастливыми. Но их радость может причинить печаль законным супругам. Трубчевск был основан еще в Х веке. Это городок на Брянщине. Когда я подряд смотрел новые французские фильмы, то отмечал две характерные черты: в большинстве историй главным действующим лицом является женщина (или как минимум наравне с мужчиной), а место действия - где угодно кроме Парижа. И мне было интересно, доберется ли тенденция до России. Перекоса в сторону женщин пока незаметно. У нас на экране либо равноправие полов, либо в центре сюжета все же мужчина. Тут свои исторические причины. Но, может быть, наметился выезд режиссеров за пределы МКАДа? Пока не будем спешить с выводами. Но появляется робкая надежда, что авторам кто-то рассказал об огромной стране, некоторое отношение к которой имеет и Москва.

Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”
Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”

Впрочем, Садиловой ничего про Россию объяснять не надо - она сама брянская. И она показывает простую, приземленную жизнь, но при этом ее камера стоит достаточно высоко, чтобы видеть что-то и помимо грязи на дорогах. Так, в этом очень провинциальном фильме нет никаких сцен с водкой. Потому что наши люди не ею одной живы.

А вот несомненным достоинством картины стали актерские работы. Абсолютно все настолько органичны в кадре, что нет ощущения игры. Ты просто видишь людей, которые говорят, ходят, смотрят так, как настоящие люди. Эта простота - самое сложное. Ведь ярче всех профессиональных артистов выступила обычная сельская жительница Евдокия Боровикова. Когда она рассказывала историю своего дома, я почувствовал, что так сыграть невозможно. Сразу вспомнилась сцена из “Калины красной”, где Шукшин тоже снял обычную местную жительницу. Получились гениальные кадры. Я стал искать информацию в интернете и убедился, что не ошибся в ощущениях. Это реальная бабулька, которая говорила не по сценарию.

Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”
Кадр из фильма “Однажды в Трубчевске”

Единственный момент, где Садилова погрешила против правды жизни, приходится на финал. Герои на День Победы подходят к полевой кухне и свободно берут по тарелке солдатской каши. Не бывает в России такого! Не бывает, чтоб к точке раздачи бесплатной еды можно было подойти без очереди! А в остальном верю.

Читайте также: 10 фильмов о настоящей России