Найти тему

История спонсорства в спорте. Как все начиналось?

Coca-Cola в далеком 1980 году через спонсорство Олимпиады в Москве смогла познакомить со своим напитком
Coca-Cola в далеком 1980 году через спонсорство Олимпиады в Москве смогла познакомить со своим напитком

Долгое время бизнес не проявлял интереса к поддержке спортивных соревнований, пока за это не взялась компания Coca-Cola. Есть упоминание о рекламной поддержке компанией ею соревнований по бейсболу в 1903 и 1907 гг. в Америке и баскетбольной команды в 1914 г.

Первое упоминание об олимпийском спонсорстве было в 1908 г. Компания OXO, выпускающая кубики супа, выступила спонсором марафона на Играх в Лондоне. На Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме около 10 шведских фирм купили исключительные права на рекламу, а уже в 1920 г. рекламы было больше, чем самих соревнований.

Первое упоминание о поддержке брендом Олимпиады в 1908
Первое упоминание о поддержке брендом Олимпиады в 1908

Особое историческое значение, с точки зрения спортивного спонсорства, имеют Олимпийские игры 1924 г. в Париже — единственные, во время которых было разрешено размещение рекламы на олимпийских аренах. Но уже со следующих Игр вступил в силу запрет Международного олимпийского комитета на рекламу.

На Олимпиаде 1928 г. компания Coca-Cola получила официальный статус спонсора, и тысячи ящиков с легендарным напитком направились из США в Нидерланды. Их продавали в специальных киосках возле олимпийского стадиона в Амстердаме. С тех самых пор компания непрерывно оказывает поддержку Олимпийским играм.

Напиток официального спонсора разошелся в первый день Олимпиады
Напиток официального спонсора разошелся в первый день Олимпиады

На Играх 1932 г. в Лос-Анджелесе швейцарская часовая компания Omega впервые стала партнёром МОК. С незначительными перерывами Omega осуществляла хронометраж на всех Олимпиадах и продолжает сотрудничество с МОК, продлив договор о спонсорстве до 2032 г.

Omega продлила сотрудничество с МОК до 2032 года
Omega продлила сотрудничество с МОК до 2032 года

История взаимоотношений компании Coca-Cola и футбольных чемпионатов мира началась с 1930 г., когда в Уругвае был проведен первый из них. На стадионах мировых футбольных первенств Coca-Cola размещает свою рекламу с 1952 г., а с 1978 г. является спонсором всех чемпионатов мира по футболу.

Adidas стал первым производителем экипировки, который стал спонсором спортивных событий, спортивных команд и спортсменов
Adidas стал первым производителем экипировки, который стал спонсором спортивных событий, спортивных команд и спортсменов

В 1954 г. инновационная обувь Adidas оказывается вне конкуренции на чемпионате мира по футболу: обутая в Adidas сборная Германии впервые заняла первое место. Тогда же Адольфу Дасслеру пришла в голову идея использовать в качестве площадок для рекламы своей компании стадионы и другие спортивные сооружения. 1960–1970-е гг. стали золотой эрой Adidas. Фирма Ади Дасслера безраздельно господствовала в мире спорта.

Впервые компании Coca-Cola и Fanta попадают в СССР в качестве официальных напитков московской Олимпиады 1980 г. The Coca-Cola Company удается заключить контракт с советским правительством еще до того, как США призывают весь мир бойкотировать Игры. Продукцию компании начинают производить на нескольких столичных заводах еще в конце 1970-х, и «заморскую колу» пробуют тысячи советских людей.

Кока-кола и Фанта стали известны в СССР
Кока-кола и Фанта стали известны в СССР

Корпорация McDonald’s присоединилась к числу Всемирных олимпийских партнеров в 1976 г., спустя 10 лет спортивное мероприятие стала поддерживать Visa. Постоянными спонсорами Олимпиад являются компании Atos, Samsung, Dow и Procter&Gamble.

McDonalds с 1968 года сотрудничает с Олимпийскими играми
McDonalds с 1968 года сотрудничает с Олимпийскими играми

Интересна история с рекламой спонсоров на клубной форме. Первыми тут были футболисты. Игроки немецкого «Айнтрахта» в 1973 г. провели голосование, по результатам которого эмблема клуба была заменена на логотип Jägermeister — производителя напитков.

Jägermeister стал первым брендом на форме футбольного клуба
Jägermeister стал первым брендом на форме футбольного клуба

Следом примеру команды из Брауншвейга последовала мюнхенская «Бавария», разместившая на футболках надпись Adidas вместо собственного логотипа. Вскоре Немецкая футбольная ассоциация легализовала нанесение спонсорских изображений на майках всем клубам. В Английской футбольной ассоциации разрешение о размещении спонсорской рекламы на форме приняли с сезона 1977/78 гг. К 90-м гг. XX в. бренды спонсоров на футболках окончательно прижились в сознании болельщиков. У многих болельщиков при упоминании «Ливерпуля» первой ассоциацией будет красная футболка с надписью Carlsberg. Это не удивительно: пивоваренная компания являлась титульным спонсором мерсисайдцев 18 лет, начиная с сезона 1992/93 гг.

Стадион и бренд партнеры с 1926 года
Стадион и бренд партнеры с 1926 года

Свою историю имеет и нейминг спортивных арен. В далеком 1926 г. первая подобная сделка была зарегистрирована в США. Знаменитый основатель компании по производству жевательной резинки Уильям Ригли (William Wrigley Jr. Company), переименовал стадион бейсбольного клуба Chicago Cubs в Wrigley Field (данное название стадион носит до сих пор). Первой классической продажей названия спортивной арены можно считать сделку, заключенную командой американского футбола «Нью-Ингленд Пэтриотс» в 1971 г. Новый стадион в Фоксборо назвали в честь пивного бренда Schaefer. Рекламодатель тогда заплатил 150 000 долларов за десятилетний контракт.

Сегодня спонсорство спорта выходит на новые уровни интеграции в спорте, новые уровни коммуникации с аудиториями спорта и новые финансовые вложения и пишется уже новая история.

Лайки и подписка на канал - приветствуется, дальше будет интересней!