Хюррем-султан или Роксолана, как ее называли в Европе, во многом стала первооткрывательницей. Например, именно она ввела моду на одежду свободного покроя и необычные накидки. Кроме того, очень любила украшения, многие из которых делал лично султан. Кстати, интересный факт — на фоне так сказать узаконенного в Османской империи «бакшиша», рыжеволосая султанша никогда и ни от кого, кроме правителя, не принимала подарков.
Теперь об ее якобы существующих прижизненных портретах. Этого не могло быть, потому что не могло быть. Даже если предположить, что султан Сулейман Великолепный будучи просвещенным правителем, мог позволить разрешить толпе художников посещать дворец, он бы просто никогда не посмел допустить их в святая святых — гарем. Так что никакой мало кому известный художник Лука, как это показано в сериале, образно говоря, на пушечный выстрел, не мог быть допущен к его любимой женщине.
Впрочем, в истории и это документально подтверждается упоминается о портретах Хюррем и его дочери Михримах, но со временем они были утеряны. Возможно, в каком-нибудь музее хранятся и нам еще предстоит их лицезреть. Но когда это будет, сказать сложно. А вот портреты, что нам предлагаются, скорее собирательный образ, нежели изображение оригинала. По крайней мере, никаких твердых доказательств, что на них нарисована именно Роксолана, нет. Да и женщины на них смотрятся совершенно разные, хотя и одного типажа.
Зато они дают нам возможность представить, как одевались женщины в те времена. К примеру, на картине Якопо Тинторетто (1518 или 1519–1594), живописца венецианской школы позднего Ренессанса, Хюррем-султан изображена в платье с длинным рукавом, отложным воротником и накидкой.
Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется «La Sultana Rossa» , то есть «русская султанша». Ныне этот шедевр хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида). Однако никто из искусствоведов не может твердо утверждать, что на картине изображена именно Хюррем-султан.
Теоретически, Тициан и Роксолана могли встретиться. По времени все совпадает. Наша любимая героиня жила с 1502 по 1558 год, Тициан — с 1490 по 1576 год. А вот географически большой вопрос. Ведь для того, чтобы портрет был написан, художник и модель должны были встретиться.
Тут два варианта: Роксолана побывала в Италии, где встретилась с Тицианом, либо Тициан побывал в Константинополе и там написал ее портрет. Первый отметается сразу. Нигде не упоминается о том, что султан куда-то выезжал вместе с женой.
Второй — возможен, но доказательств не имеется. Теоретически Тициан мог побывать в Константинополе и написать там портрет любимой жены Сулеймана Великолепного. Однако в биографии самого художника не упоминается, что он посещал Константинополь, да и в журналах Топкапы нигде не значится, что художники платили за работу.
Еще одним художником, который мог изобразить легендарную султаншу, считается Мельхиор Лорис. Он прибыл в Стамбул в составе австрийского посольства Бусбека к султану Сулейману Кануни. Художник сделал много портретов и бытовых зарисовок, но даже его портрет не может быть сделан с натуры. Он, если и был написан, то со слов евнухов.
Мельхиор Лорис изобразил славянскую героиню немного полноватой, с розой в руке, с накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями и с волосами, уложенными в косу. Но утверждать, что он нарисовал именно Роксолану, я бы не стала...
Кстати, присмотритесь — у всех моделей глаза карего цвета, а волосы вовсе не рыжие. Хотя достоверно известно, что именно это являлось ее главным отличием. Непростительная ошибка для художника. Не правда ли?
Публикация по теме: Удивительная любовь султана