В VI в. н.э. на юге Скандинавского полуострова жили северогерманские племена гётов , а на северо-востоке — свеев. Они не были едиными: во главе каждого племени стоял военный вождь — конунг (от этого слова происходит и русское слово «князь»). Но главным духовным центром гётов и свеев было поселение Уппсала, в котором совершались поклонения и жертвоприношения общим для всех племен божествам.
Поклониться древнескандинавским идолам в Уппсалу сходился народ из разных областей. Духовное влияние, дары, которые оставляли в Уппсале многочисленные паломники, способствовали возвышению ее конунгов над прочими племенами. Около 700 г. н.э. конунг Уппсалы Ингьяльд сумел убедить подчиниться себе многих других племенных вождей, а земли непокорных захватить силой. Он и стал основателем в то время еще довольно примитивного, основанного на первобытной родоплеменной демократии и военном вождизме государства на юге и востоке Скандинавии, из которого впоследствии выросла существующая и поныне Швеция.
Могущество древней Швеции сильно возросло, когда ее возглавлял уппсальский конунг Эрик VI (970 — 995), прозванный Победоносным.Ему удалось подчинить себе Данию на полуострове Ютланд.
С IX в. в Швеции широко распространяется христианская религия, которую приносили миссионеры из располагавшегося в Центральной и Западной Европе Королевства франков, в частности, побывавший в Швеции в 829 — 831 гг. и в 861 г. Ансгарий. В 1008 г. был впервые крещен и сам уппсальский конунг Олаф. Однако и местные языческие культы отмирали очень долго. Не одно столетие в Швеции жили бок о бок христиане и приверженцы старой религии, основанной на одухотворении природных сил и стихий. Долгое время часть населения молилась в христианских церквях, а часть по-прежнему приносила жертвы древнегерманским божествам в традиционных капищах.
В XI в. могущество и влияние уппсальских конунгов приходит в упадок. Другие сильные и богатые роды начинают соперничать за верховенство в Швеции. Эта борьба между конунгами и поддерживавшими их дружинами профессиональных воинов приобрела религиозную окраску: христианские вожди боролись с вождями приверженных язычеству племен. В конце XI в. христиане сожгли древние языческие алтари в Уппсале. В этот период: IX — XI вв., часть значительно увеличившегося населения Скандинавии, не имея возможности прокормиться скудными урожаями, на быстроходных гребных судах, которые на Руси называли ладьями (лодьями), преодолевает огромные пространства Мирового океана и основывает поселения в дальних землях, нередко захватывая территории и богатства у местных народов. Эти отважные и жестокие воины — викинги, двести лет буквально терроризировали приморские регионы Западной Европы, достигали Северной Африки и — за сотни лет до Колумба, Америки.
В IX в. воины-переселенцы из Скандинавии сыграли исключительно важную роль в образовании Древнерусского государства, выступая в походы в войсках первых русских князей, в том числе полулегендарного Рюрика, который сам был то ли ютландского, то ли скандинавского происхождения.
К XIII в. в Швеции установилось аристократическое господство трех христианских родов: потомков конунгов Стенкиля, Сверкера и Эрика. В 1248 г. на церковном соборе в городе Шеннинге вера римско-католического толка была утверждена в качестве государственной.
Полная версия здесь: http://history-thema.com/na-severe-ot-baltiki/
Еще читайте:
Если было интересно или вы, хотя бы, узнали что-то новое для себя, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Заходите к нам еще. Позитивных дней!
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.