Найти тему
Учитель

Профстандарт, тарификация и реальная нагрузка

Одним из факторов успешной, а главное долгой работы сотрудника в любой сфере является эмоциональное удовлетворение от работы. Кстати, это фактор в последнее время со второго места (после денежного вознаграждения) переместился на второе. Люди большой зарплате предпочитают психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение, и, исходя из этих причин, реже покидают свои рабочие места.

Рассмотрю эту проблему на примере педагогической профессии.

Профессиональное выгорание, как следствие неправильного менеджмента в школах

Итак, рассмотрим функциональное предназначение двух ключевых документов, определяющих работу учителя. Профстандарт определяет функциональные обязанности и документационное обеспечение работы учителя, а тарификация объем обязанностей (почасовую нагрузку) и размер оплаты. Сравнительно недавно было определено правило, что более ставки педагог вести не должен, с тем условием, что оплата его труда останется на достойном уровне.

Но, в реальности это правило не сработало, так новых сотрудников на высвободившиеся часы найти трудно, да их объем не всегда равен ставке. Таким образом, они вновь вернулись тем педагогам, кто их вел, но уже в качестве замены с фиксированной оплатой – вот она экономия оплаты труда. Соглашусь с тем, что такая ситуация может быть не в каждой школе, но она есть!

Еще одна проблема в том, что содержание трудовых функций в Профстандарте далеко от реальностей. Многое из того, что приходится делать педагогам, находится за пределами функциональных обязанностей, а значит, иногда не оплачивается по факту. На претензии педагогов о необходимости оплатить это труд, администраторы начинают ссылаться на Профстандрт и говорить, мол, читайте, коллеги, там все написано!

Коллеги, читаю! И первое обнаруженное мною несоответствие заключается в документационном обеспечении работы педагога. Я не вижу и половины той отчетности в документе, но мне все равно приходится ее сдавать. А потому, как всякий квалифицированный завуч начинает заваливать педагогов отчетами, давя сроками и упрекая в НЕ профессионализме, складывается впечатление, что мы читаем разные стандарты! Но простите меня, дорогие мои высокопоставленные коллеги, я пришла на должность педагога, а не статиста!

Где тут закралась ошибка менеджмента? В самой иерархии! Школьный администратор оторван от педагогической действительности, а значит, доносит ее до руководителя в искаженном виде! Все школьных администраторов необходимо догрузить учебными часами! Пусть в небольшом объеме, дабы они на себе прочувствовали все ошибки своего менеджмента.

Другая проблема многих больших школ, техникумов и колледжей в том, что для управления громоздким учреждением расширяется административный штат. Как это отражается на профессиональной жизни педагогов? На практике все просто, раньше учитель сдавал отчет двум заместителям, сегодня он сдает его трем! Плюсом ко всему, сдача отчетов председателям методических объединений и предметных комиссий (у кого как они называются). Не стоит забывать и про социальную работу с классом\группой, когда 2раза в год мы сдаем социальные стат.данные – паспорта по подчиненной группе детей, отдельно отчитываемся о работе с ребятами «из группы риска», девиантниками, а также предоставляем акты выезда на дом к таким ребятам. Последнее вызывает у многих коллег очень много негатива, так как в ответ на визиты мы получаем хамство, рискуем жизнью (всегда есть риск нарваться на пьяных родителей, некоторые из которых еще и прибыли из мест не столь отдаленных). Когда начинаешь об этом говорить заместителям, они с «пониманием» кивают головой, а затем, говорят, так рисковать не нужно, берите с собой участкового!

Вообще, комиссия для выезда на дом должна быть в составе: классного руководителя, социального педагога (если нет в школе, то социального работника из государственного органа, службы опеки), участкового и депутата местного самоуправления. Кстати сказать, мне это еще в начале моей педагогической работы объяснила руководитель Отдела опеки и попечительства, когда я вела работу с законными представителями ребенка-сироты. В Профстандате педагога даже намека нет на эту работу. Инструкций по ее выполнению я тоже не видела.

Сама работа многих администраторов зиждется на делегировании своих функциональных обязанностей подчиненным по должности педагогам, при этом себе они оставляют лишь контролирующие функции! На практике у4читель отрабатывает и работу завуча. Еще несколько лет назад в обязанности завуча входило посещение уроков с указанием минимального объема часов. И стоит отменить, замы по учебной части ходили по урокам, при этом не с целью найти компромат на учителя, а с целью контроля за посещаемостью и обучаемостью детей. И это давало свои положительные результаты, и приход завуча у учителя не вызывал страха, волнения.

И еще одна проблема многих школьных администраторов заключается в том, что они стремятся набрать в свою команду активных, результативных, эффективных и ярких педагогов, дабы последние своей работой создавали им рейтинги! Да, именно рейтинги. Так как руководитель, видя вялотекущую работу своего завуча, задаем ему вопрос «А нужен ли ты здесь!» Кстати сказать, из моих личных наблюдений: в образовательном учреждении открыты вакансии зама и педагога. Как вы думаете, на какую должность было больше претендентов и кого нашли первым! Конечно, зама!

Так вот, в погоне за повышением профессионального рейтинга, между заместителями начинаются открытые конфликты, борьба за работоспособных педагогов. В итоге, начиная работать с одним, тут же попадаешь в немилость к другому. Исходя из этого, многие педагоги начинают делать выбор на основе положения о доплатах и надбавках!

Как? Все просто, читаем положение: (я выбираю любой документ на Яндексе, его актуальность и принадлежность к школе также не озвучиваю из принципов корректности).

Для понимания, читателя, далекого из школы, или студента, планирующего начать карьеру учителя, поясню, что у педагога работа идет по следующим направлениям :

- учебная (это ставка часов по предмету – основа для заработной платы),

- методическая (разработки уроков, участие в конкурсах, проведение открытых мероприятий, подготовка научных статей, публикаций),

-воспитательная (классное руководство, работа с группой, классные часы, работа с родителями).

Каждое из направлений, а подчас и отдельные виды работ в рамках направлений, нашли свое отражение в Положение об оплате труда педагогических работников или в Положении о доплатах и надбавках. По сути, положение предусмотрено для того, что оплатить труд сотрудника, выполняемого им за пределами функциональных обязанностей. Кстати сказать, у педагогов за пределами функционала находится достаточно много обязанностей!

Итак, как происходит выбор!

Читаю положение: за классное руководство и выполнение функций лаборанта оплата одинаковая – 1000 рублей! Кем проще работать? Конечно, лаборантом. Не возьму классное руководство, буду лаборантом.

Еще один момент: замена, средняя стоимость урока по замене составляет 130 рублей, так как фиксированная! А час работы воспитателя группы продленного дня -250 рублей!

И еще один момент – стимулирующая выплата за стаж работы в школе! Она по итогам года или ежемесячно!

Еще одно не совсем понятно выражение – «персональный повышающий коэффициент по окладу» - из чего он складывается, как рассчитывается?! Мне все это напоминает «западную Е- балльную систему», когда написано умно, красиво и ничего не понятно.

И напоследок, легальный российский авторитаризм – Единовременные стимулирующие выплаты устанавливаются директором!» Коллеги, как мы могли принять такое положение или мы этого не делали?!