Найти тему
аптуми

Как создать подкаст с нуля

Оглавление

Покори мир своим голосом

И речь совсем не о вокале. Аудитория подкастов стремительно увеличивается: в России количество слушателей за 2019 год выросло вдвое и составило примерно 5,1 млн человек. Подкасты удобны своим форматом: их можно слушать в дороге, во время уборки дома, в перерывах на работе. Да и благодаря разнообразию жанров каждый найдет себе что-то по вкусу, будь это развлекательный, образовательный, или даже фикшн-подкаст.

Как и любой медийный проект, подкаст способен приносить своему автору доход. Крупные бренды уже начали тестировать сотрудничество с топовыми подкастерами, размещая в выпусках прямую аудио-рекламу или нативную - это когда реклама не выглядит рекламой, но целый выпуск может быть посвящен теме, о которой договорились создатель контента и рекламодатель.

Итак, в материале о том, как создать подкаст с нуля.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

GIF By @MorePerfect
GIF By @MorePerfect

Радио и радиовещание повсеместно распространились в начале XX века. Но высказывать свое мнение на передачи пускали не всех. Так, в 1958 году в Дании появилась первая пиратская радиостанция — Radio Mercur.

Благодаря Интернету стало возникать больше независимых радиостанций, где люди могли высказывать мнение по различным вопросам. А в 1993 В США появился прародитель современных подкастов — еженедельная передача Internet Talk Radio, где ведущий общался с экспертами из области технологий. Что-то напоминает, не правда ли?

Однако сам термин "подкаст" возник немного позже — в начале 2000-х годов. Вклад в индустрию внесли Дэйв Вейнер и Адам Карри. Дэйв пришел к выводу, что из-за медленной скорости Интернета того времени видеоформат проблематичен в использовании. Иногда загрузка видео занимала больше времени, чем длился сам ролик.

Отправной точкой в развитии подкастинга стало создание Вейнером формата RSS. Он позволял транслировать контент в Интернет и подписываться на него. Карри же разработал iPod-скрипт iPodder, с помощью которого новые выпуски подкастов загружались прямо в плеер.

Название podcasting появилось из слияния двух слов: iPod и broadcasting. Впервые его использовал журналист Бен Хаммерсли в статье The Guardian.

С ЧЕГО НАЧАТЬ МНЕ?

Podcast Content GIF By LeVar Burton
Podcast Content GIF By LeVar Burton

Прежде чем думать о продвижении и покупке оборудования, определитесь, зачем вам вообще создавать подкаст. У вас есть уникальный опыт, которым необходимо поделиться? Текстовый формат заел своим однообразием, и хочется попробовать что-то новое? Знаете, как уникально раскрыть и подать тему? Нужна ли вам команда или справитесь в одиночку? А не выдохнитесь ли после трех выпусков?

Обязательно послушайте подкасты на схожие темы: что уникального сможет привнести в мир ваш проект?

Затем можно переходить к детальному определению темы и целевой аудитории. Кто будет слушать подкаст: студенты экономических факультетов, подростки, заинтересованные в технологиях, или взрослые, которые хотят понять своих детей?

КАКИЕ БЫВАЮТ ФОРМАТЫ?

Gif by @Linski101
Gif by @Linski101

На следующем этапе нужно определиться с форматом. Это может быть:

  • монолог — здесь один ведущий высказывает свое мнение по теме. Требуется недюжинная харизма и способность увлечь зрителя разговором. Ну, и весьма желательно разбираться в теме, конечно.
  • ток-шоу ведущих — в отличие от первого формата здесь будет 2-3 ведущих, обсуждающих тему. В этом формате успешно работает издание "Медуза", например, с подкастами "Книжный базар" и "Сперва роди".
  • интервью — даже если подкаст ведется в формате ток-шоу, иногда там присутствуют приглашенные гости — эксперты в какой-то теме. Постоянные ведущие задают им вопросы, чтобы раскрыть гостя. Один из моих фаворитов — проект "Критмышь", где каждый выпуск приглашаются эксперты из мира науки.

Если кажется, что можно просто сесть и записать подкаст без подготовки, спешу расстроить. Это совсем не так. Даже у подкастов, которые звучат как "разговор на кухне с друзьями", есть сценарий и наработки.

Ещё один любопытный жанр имеет много названий — fiction-подкаст, документальный подкаст, аудиосериал. Такой формат отличается наличием сюжета. Каждый эпизод подкаста словно новая серия проекта от Netflix — ждешь с нетерпением. Его может вести как один человек, так и команда ведущих. На создание требуются большие ресурсы, в том числе временные: прописать сценарий, провести недюжинную работу со звуком. Чтобы познакомиться с жанром, можно посмотреть эту подборку на Medium с 25 зарубежными fiction-подкастами. В России пока этот жанр не очень распространен. Один из годных примеров — аудиосериал "Заварили бизнес" от издания "ЖИЗА" — о предпринимательнице, открывшей кофейню в Москве, и трудностях, которые она преодолевает в процессе.

Кроме того, формат подкаста определяется временем: это могут быть короткие выпуски по 5-15 минут, или же эпизоды, длящиеся более 3 часов.

Необязательно останавливаться на одном формате — экспериментируйте, миксуйте и внедряйте новое.

Ну, и не забывайте про регулярность выпусков: хватит ли времени и сил на выпуски в ежедневном, еженедельном или ежемесячном формате?

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Must Solve Sundays Chronicle Mysteries GIF By Hallmark Movies & Mysteries
Must Solve Sundays Chronicle Mysteries GIF By Hallmark Movies & Mysteries

Название! Запоминающееся и отражающее тему будущего подкаста. Это важно не только для слушателей, но и для выдачи в поисковиках. Разумеется, проверьте, что никто не придумал такого раньше.

Переходим к практической части, а именно к звуку. Об этом нужно позаботиться заранее — проявляйте уважение к слушателям.

При старании хороший звук можно записать даже на айфон, но если вы планируете играть вдолгую, позаботьтесь о профессиональном оборудовании. Понадобятся наушники, USB-микрофон или петличка, а если участников подкаста в помещении несколько, то и звуковая карта.

Теперь записанный звук нужно обработать. Для этого выбирайте подходящий аудиоредактор. Наиболее популярные — Audacity, GarageBand, Adobe Audition, Cubase, Sound Forge.

Помимо основного звука подумайте о фоновой музыке и джингле. Как и с фотографиями, существуют платформы стоковой музыки во всех возможных жанрах, которую можно использовать бесплатно.

НУ, И НАКОНЕЦ-ТО...

Agencylife Betteragency GIF By @Kochstrasse
Agencylife Betteragency GIF By @Kochstrasse

Ура! Тизер и первый выпуск уже записаны и смонтированы. Осталось поделиться вашим творчеством со всем миром.

Для того чтобы новый выпуск одновременно выходил на разных подкаст-площадках (Яндекс.Музыка, Google Podcasts, Apple Podcasts, Castbox, Spotify), создается RSS-лента. Существуют сервисы, чтобы упростить эту задачу: Libsyn, Soundcloud, Feedfry, Feedity, RapidFeeds, FeedForAll.

После запуска подкаста необходимо позаботиться о его продвижении: завести группу Вконтакте или канал в телеграме, где вы будете анонсировать новые эпизоды. Потом можно задуматься и о создании своего сайта. Не забывайте заниматься рекламой и просить слушателей оценить подкаст. И, конечно же, создайте себе Патреон.

Оригинал материала с расширенным гидом о подкастах в нашем журнале - Как создать подкаст

-7
Интересные вакансии, полезные статьи, мнения и личный опыт каждый день у нас Вконтакте.
Ваш аптуми.