Заканчивая «вводный кулинарно-исторический обзор» по любимой нами грече, приведу воспоминания своей тёщи. Ныне покойной, красивой в молодости, умной и уважаемой мною женщины, родившейся в бедной семье.
Она, выросшая в холодной Сибири, выучившаяся и работавшая в войну фельдшером в тыловом сибирском госпитале, так сказала однажды о простых односельчанах СВОЕГО ДЕТСТВА: «Из людей те, кто побогаче, ели рис. Самые богатые ели манку. А бедные ели гречиху».
И сказала она это так как-то... обыденно. Как само-собой разумеющееся. Без всякой «оценки» и личного к этому отношения. Было - и было. Вот так и было...
Как же я теперь жалею, что всецело поглощенный нескончаемой мирской суетой, которая ничего не дает душе нашей, я не встрепенулся на миг, услышав это! Не остановился на минутку в делах своих, даже не замер на десяток секунд от промелькнувшего молнией в голове вопроса... И, так и не остановившись, не переспросил тогда тещу: «А почему самые богатые ели манку?»
Это, если подумать, совсем не простой вопрос. Очень даже не простой... За ним - целый «пласт» жизненного уклада наших прадедов, дедов и родителей! Это знание - достояние истории! Его осознание - уважение к прошлому.
Так ПОЧЕМУ ЖЕ богатые ели манку, середняки - рис, а бедняки - гречиху?
Вам тут ничего не кажется СТРАННЫМ, НЕПОНЯТНЫМ?
Ведь это с рисом - ладно, тут ещё всё понятно: его суходольные сорта (не требующие постоянного нахождения растения в воде, в отличие от выращиваемых сортов в азиатских странах) были завезены в Россию и стали выращиваться при Петре I.
Хотя самые первые попытки выращивать «сарацинское пшено», как сначала называли рис наши предки, были предприняты ещё Иваном Грозным. Но его попытки приживить на Руси рис оказались неудачными.
Но главное для нас здесь то, что рис, к периоду «Октябрьской революции», в России уже давным-давно выращивался.
Вот и получается, что те, кто был «побогаче», из простых селян, действительно могли спокойно позволить себе якобы «экзотический» рис.
Но - манка?! Ведь манку делают из пшеницы!
А пшеница у нас издавна выращивалась...
Считается, что наши предки-славяне переняли выращивание пшеницы у готов. И произошло это ещё в 5-ом веке ДО нашей эры!
А рожь, например, на Руси появилась, заметьте, только в 11-12 веках НАШЕЙ эры!
Так почему же тогда делали из пшеницы в России так мало столь выгодной в продаже дорогой манки, что её могли позволить себе только «богатые» селяне?! Даже середнякам она была не по карману!
Ведь что такое «манка»? Манная крупа - это, всего лишь, определенный помол пшеницы. Когда готовые крупицы размолотого зерна просто крупнее мучных! Разве перемолоть пшеницу в дешевую муку получалось много проще, чем недомолоть её в дорогую манку?
И почему тогда дорогую манку делал не каждый мельник?
Или, для манки, шел не любой сорт пшеницы? Или - требовалось строго определенная стадия вызревания пшеницы?
Хотя, какое там «вызревание» у старых сортов? Не собери ту пшеницу вовремя, не дозревшей, тут же осыпется...
Кто-то скажет: "В России выращивали много полбы и пшеницы мягких сортов, а манку делают из пшеницы твердых сортов!"
Однако и в России, и вообще в мире, до сих пор выращивается 90% пшеницы мягких сортов. А 10% - твердых.
Кроме того, твердая пшеница, в связи с особенностями её возделывания, даже сегодня дороже мягкой на 20%. Это ещё не считая того, что мукомолы тратят на вымачивание твердого зерна, перед помолкой, и на сам помол - в два раза больше времени, чем на те же операции с мягкой пшеницей. Тем не менее, манки на прилавках - хоть завались! Так почему раньше было не так?
И ещё, все мы знаем про знаменитую русскую кашу из манки. Так называемую «Гурьевскую кашу». Её придумал повар графа Гурьева. Согласно его рецепта, в манную кашу на молоке и сливках добавлялись фрукты, ягоды и мёд. А это значит: была у нас и в то время пшеница, подходящая для манки! Мы даже кашу такую придумали, "от жира бесясь"... Тем более, что климат России как раз очень хорошо подходит для твердых сортов.
Но - факт остаётся фактом: манка была очень дорогой, а гречка - совсем дешевой. Так что «середняк» не мог позволить своим детям манку. Но вот «бедняцкой гречихой» явно пренебрегал, отдавая предпочтение рису.
Не всегда, надо заметить, крестьянин становился бедняком от того, что был лодырем. Обычно семьи, где рождались мальчики, имели крепкое хозяйство. Сказывалось много мужских рук. А если рождалось больше девочек (которым, по замужеству, надо ещё и "с приданым" в чужую семью часть "добра" отдать), то такие семьи были слабее. А если вдруг заболеет единственный мужчина в такой семье, то тут уж и нужда на пороге.
Впрочем, пришло время: у власти на селе оказались Комбеды («Комитеты бедноты»). А позже, вместе с «кулаками», подверглись «раскулачиванию» и середняки. Их раскулачивали вовсе не "по ошибке". А по той причине, что ГОЛОВОЙ своей, отношением к работе, они были ближе к хозяйству "кулака", чем к недохозяйству бедняка (который нередко был ленив, или - "пил", или - глуп, или - неинициативен). А это значило: середняк скорее поддержит кулака, чем бедняка.
Казалось бы, раз так, то сама «еда бедняков - гречка» должна быть «поднята на знамя», как «символ вышедших из бедноты». А всяким барским-кулацким манке и рису надо «объявить беспощадную войну»...
Но, похоже, родная гречка, как «бедняцкая еда», была с позором брошена под ноги и бедняками забыта. А рис и манка обернулись ЭКСПРОПРИАЦИЕЙ не только в «натуре», но и в «головах» экспроприаторов.
Теперь вы понимаете, ПОЧЕМУ большевики в Советской России и руководящее звено коммунистов в СССР (по моему логическому предположению) очень НЕ ЛЮБИЛИ гречиху, «еду бедняков»? А ДОРОГАЯ манка, которую раньше ели ТОЛЬКО БОГАЧИ, появилась в СССР во всех детских садиках?
«Лучшее - детям! Детям - ничего не жалеем! Дети наши едят САМУЮ ДОРОГУЮ еду! А пищу бедняков - гречку - МЫ И САМИ НЕ ЕДИМ...», - ЧТО это, если не ПОЛИТИКА?
Словом, долго анализируя тещины воспоминания её детства с точки зрения «популярной психологии», мне стало более-менее понятно, почему «гречиху», как «пищу бедняков», при «развитом социализме» в СССР было «не достать». Хотя её любили в народе. А «богатой» манки, наоборот, было вполне достаточно. И почему детей в детских садиках регулярно кормили именно манной кашей. Я и сам манку полюбил именно с детского садика... Вкусно её готовили в нашем детском садике.
И всё, казалось бы, «хорошо тут и правильно»...
Но вот это: «Пища бедняков - это не про нас! А пищей богатых мы теперь своих детей кормим! Знай наших!», - оставляет впечатление чего-то ненастоящего, напускного, артистичного...
Такая вот невеселая выходит «политическая психология».
Невеселая, потому «напускное» проявляется, как его не маскируй. А потому так и хочется сказать: это - психология с душевным «комплексом бедности». Тут видна зависть к быту более успешного человека. И, свергнув этого успешного человека, завистник завладел его бытом, забросив свой собственный «до основанья»... Вот и исчезла гречка.
«Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим»
Шарль Монтескьё
Не «комплексующий», богатый духовно человек будет кушать то, что ему вкусно. А вовсе не то, что «едят богатые, но не могут купить себе бедные». Потому что человеку, духовно богатому, не надо «кому-то что-то доказывать». Он просто живет так, как считает нужным. И ест то, что ему нравится.
Ел наш народ гречиху всегда, исторически, любил её - и нет в той пище ничего постыдного!
И мне очень нравится, что в наших магазинах, наряду с манкой и рисом, лежит теперь и наша прекрасная греча.
Потому что стыдиться своей истории, своих предков, своих родителей, своего неважного материального положения - это ещё хуже, чем кичиться своим достатком.
Кто кичится достатком, тот хоть боится чего-нибудь утерять, тот хоть что-то ценит и готов это защищать.
А кто стыдится всего своего, тот от всего и отречется!
Видно, многие стыдились СССР, поглядывая завистливо на бытовые безделушки западного обывателя. Наши бесплатные медицина, образование, научные достижения, первенство в «космосе». «мирный атом» - все оказалось «слабее» попкорна, «шмоток» и пепси-колы с чипсами.
Отрекающийся от своего - останется ни с чем! Не удивительно, что Запад пытается украсть у нас теперь то, что в 1945 году ни кому в мире не приходило в голову даже оспаривать: основную роль в Победе над гитлеровским фашизмом!
И, после нашего собственного саморазвала своей страны, было бы странно, если бы Запад вёл себя иначе.
Пнуть упавшего, добить его - это естественный менталитет Запада, основанный на психологии "охотника": убегает - догони, упал - добей, огрызнулся и оказался сильнее - сам удирай!
В России же - менталитет "оседлого земледельца". Его суть и сила: "Нам чужого не надо, но и своё не отдадим!"
Мы - не "догоняем". Нам чужой шкуры не надо. Упавшего - не добиваем, но поможем подняться. Атакующего - не боимся, потому что защищаем своё, оседлое, и удирать нам некуда. Но и у нас есть слабости. Свои. Внутренние. Относящиеся к духовному порядку.
Точно такие же слабости духа: жадность, зависть и другие - есть и у Запада. Они - общечеловечны.
Но Запад их выносит наружу и громит ими кого-то. Лживо оправдывая свою жадность - "варварством соседей"; жестокость - "насаждением культуры у варваров"; и прочей ахинеей. А потом, после трудов неправедных, возвращается домой. Убирая свой дом веничком и отдыхая на лужайке. И дом у него аккуратен, и жена - в фартучке. И даже в свинарнике, за свиньями навоз убирая, Запад не забывает одеть галстучек и костюм-троечку. Ведь так, ВНЕШНЕ, он поддерживает свой лживый миф о "высокой культуре" своей души. Оправдывая "галстуком и костюмом-троечкой в свинарнике" свои бандитские, воровские набеги на другие народы.
А мы, живя в тех же человеческих недостатках, но отбившись от очередных "великих завоевателей", и отстраивая своё порушенное (да ещё веру Православную подзабыв, на основе коей Россия возникла), остаёмся дома и продолжаем вариться в собственном соку... Недостатки эти: жадность, зависть, злоба и прочие - ни на кого "наружу" не выходят. Они - остаются среди нас. Оттого и дом наш неубран, и крыша течёт, и жена бранится, и дети голозадые, а сами - мордой в корыте... А если сосед за забором работает, как крестьянин-середняк, от зари до зари, да жить начинает лучше, то мы... Эх, мы, люди! На кого же тогда зло и "беду" излить, если не на соседа, или такого же, как ты сам?
Например, одна из "радостей" нашего завистника сегодня: имея такой же участок, как и сосед, ничего на нем не делать. Можно пивка попить. Пусть "пашет" дурак-сосед на солнце, да вечерами с комарами... А потом - украсть ночью у этого соседа его урожай. Во счастье-то какое! Вот как мы умны и удачливы!
«Зависть - признание себя побежденным»
Александр Скрябин
СССР пал не по слабости своих мышц, а исключительно по слабости собственной головы.
«Вывод» отсюда таков: к фактам истории можно относиться по-разному. Не про них речь, нет смысла спорить...
Но вот если вы, уважаемый читатель, достаточно молоды, и счастливы жить со старшим поколением, то - не повторяйте моих ошибок! Если что-то из сказанного пожилым человеком вас заинтересовало, не тяните время, ОТЛОЖИТЕ ТУТ ЖЕ бытовую рутину: переспросите, узнайте!
Я вот затянул с вопросом про «манку», закрутился в бытовой суете. А теперь... остаётся только размышлять. А ведь была возможность всё ЛЕГКО УЗНАТЬ из первых уст!
Интересует ли вас, что можно с гречкой делать ещё?
Тогда прошу заходить на канал сюда. Я статью планирую небольшую, чтоб кратко и емко, на эту тему.
А эту статью прошу не забыть оценить «лайком». Он для меня - показатель «читательского интереса» более весомый, чем обычные «дочитывания».
По нему сужу, какой к теме интерес.