Найти тему
Заметки Ницше

Жизнь коротка, и мир закончится, может ли это иметь значение? часть 1

Жизнь становится все более насущной и целеустремленной благодаря своей мимолетности.

По мере того, как мы стремительно движемся к холодному и бесплодному космосу, мы должны признать, что нет никакого грандиозного дизайна. Частицы не наделены целью. Нет окончательного ответа, парящего в глубинах космоса в ожидании открытия. Вместо этого, некоторые специальные наборы частиц могут думать и чувствовать и отражать, и внутри этих субъективных миров они могут создавать цель.

В своем масштабном исследовании происхождения и конечной судьбы Вселенной, а также мимолетных моментов внутри нее, физик Брайан Грин напоминает нам, что любое представление о том, что Вселенная предназначена для нас, или вообще предназначена для какой-либо цели, является чистой человеческой фантазией. Наука говорит нам, что самосознание, целеустремленные коллекции частиц, таких как мы, на самом деле могли развиться неуправляемыми в фундаментально бесцельной вселенной.

Вселенная, которая может лишь мимолетно поддерживать жизнь.

Грин объясняет, почему условия, способствующие появлению и развитию жизни в любой точке Вселенной, ограничиваются переходной фазой существования Вселенной. Жизнь, а, следовательно, и сознание, движутся к неизбежному вымиранию из-за условий во вселенной, в конечном счете, прогрессирующих до такой степени, что выдержать сложную материю будет просто физически невозможно где угодно. Даже протоны в конце концов распадутся. Это произойдет через триллионы триллионов лет. Но жизнь на Земле сравнительно скоро вымрет в космическом смысле, когда Солнце сгорит "всего лишь" через пять миллиардов лет. А у Homo sapiens, скорее всего, будет гораздо более короткий срок годности.

Преходящая сложность во вселенной движется к возрастающему беспорядку.

Грин говорит о напряжении между энтропией и эволюцией. Вселенная стремится к возрастающему состоянию беспорядка или энтропии (продиктованному вторым законом термодинамики). Так как же могут спонтанно формироваться сложные вещи и как может развиваться жизнь? Ответ заключается в том, что в то время как чистая энтропия вселенной в целом увеличивается, энтропия в небольших локальных областях вселенной может временно уменьшаться, пока в других местах наблюдается компенсаторное увеличение энтропии. Для снижения энтропии на локальном участке требуется концентрированный источник энергии. Концентрированные источники энергии существуют в виде звезд, что становится возможным благодаря гравитации.

Концентрированный источник энергии, которым является наше Солнце, позволяет энтропии на планете Земля двигаться вниз биологической эволюцией, которая создает порядок, лепит высокоорганизованные коллекции частиц - но только временно (на несколько миллиардов лет). По мере того, как биосфера Земли получает высококачественную энергию от Солнца, планета излучает низкокачественную энергию (рассеянную энергию, считая ее "использованной") в космос, тем самым увеличивая энтропию вокруг нее. Энтропия здесь может уменьшаться по мере того, как она увеличивается. Грин называет этот танец "энтропийным двухступенчатым", который в конечном итоге становится возможным во вселенной благодаря гравитации, сконцентрировавшей энергию в звездах.

Отдельные живые организмы танцуют этот энтропийный двухступенчатый танец на еще более локализованном уровне, потребляя высококачественную энергию солнца (через растения и фотосинтез, энергию, прокладывающую себе путь вверх по пищевой цепи) и выбрасывая отходы. Такое положение вещей может продолжаться только временно: живые организмы умирают, а солнце в конце концов выгорает.

Эвансценция

Сложность, жизнь и сознание действительно мимолетны по сравнению с чрезмерно длительным периодом существования Вселенной. Как выразился Грин: "Мы эфемерны. Мы мимолетны". Для тех, кто будет отчаиваться в нашей конечности, добавляет он: "Тем не менее, наш момент является редким и необычайным, признанием, которое позволяет нам сделать непостоянство жизни и нехватку саморефлексивного сознания основой ценности и основанием для благодарности". "Эта же ясность подчеркивает, насколько удивительно, что небольшая коллекция частиц Вселенной может восстать, исследовать себя и реальность, в которой они живут, определить, насколько они преходящи, и с всплеском активности создать красоту, установить связь и пролить свет на тайну".