Я сотрудничала с Европейским культурным фондом на различных должностях и, в частности, в качестве консультанта организации "Connected Action for the Commons" и члена жюри "Princess Magriet Award for Culture". 10 мая 2017 г. у меня была возможность принять участие в "Мире через культуру - гражданский диалог" (Дворец мира, Гаага), который стал вкладом в заключительный доклад, отредактированный Нижним Лафлером, с текстом о расширении масштабов, обобщающим дебаты, состоявшиеся в ходе дебатов. Перед семинаром стояла следующая задача: "Разнообразие в наших общинах - это факт. Но как мы можем поощрять и стимулировать инклюзивность? Что мы все можем сделать (больше или иначе, чем сейчас), чтобы способствовать движению к инклюзивному обществу?". Чтобы организовать дискуссию, мы организовали ее вокруг трех вопросов:
Разорвать изоляцию - это как создать пространство для встреч (онлайн и оффлайн), где люди могут свободно говорить и отпускать позиции?
Инклюзивность - Как обеспечить, чтобы все граждане чувствовали себя включенными и имели возможность активно участвовать в жизни общества?
Расширение масштабов - Может ли большая инклюзивность на местном уровне способствовать укреплению солидарности в Европе? Как это будет работать?
Здесь я делюсь вводным текстом к диалогу и семинару, а также своим текстом о расширении масштабов.
Введение в мир через культуру - диалог граждан
Мы живем в трансформационные времена. Сегодня как никогда остро ощущается необходимость поиска путей объединения общин и создания более инклюзивных и справедливых обществ, в которых всех принимают, ценят и прислушиваются к мнению людей. В то же время существует бесчисленное множество интересных примеров того, как граждане предпринимают действия и предлагают альтернативные решения, вдохновляя как политиков, так и представителей делового сектора. Цель диалога граждан состоит в том, чтобы стимулировать эти инициативы, предоставляя платформу для совместной работы с целью получения новых знаний о том, как построить более сплоченные сообщества.
Этот день посвящен объединению различных заинтересованных сторон (около 200 человек, включая европейских политиков, местных разработчиков изменений, художников, коллективов и НПО, представителей бизнеса, и особенно большую группу студентов Гаагского университета прикладных наук) для создания совместных решений и действий. Основная задача разделена на 3 вопроса, над которыми будут работать различные группы, распределенные по 18 таблицам. Участникам было предложено подумать непредвзято над общей картиной и более широким контекстом вызова/вопросов, разработать пути реагирования на них, а на заключительном пленарном заседании поразмышлять и поделиться своими отзывами о процессах и результатах.
Совместная работа над конкретным делом и четкое изложение проблемы могут создать общее ощущение неотложности и увязать отдельные истории с более широкими системами и динамикой. В конце заседания мы хотим уйти от некоторых конкретных шагов, идей и решений, отвечающих на вызов и вопросы, и четко определить, в чем заключается ответственность.
Ключевое выступление заместителя мэра Рабина Болдусингха, олдермена Гааги по социальным вопросам, занятости, подходу к соседству, интеграционной политике и спорту (полный текст выступления).
От расширения масштабов к масштабированию
Хуан Фрейре, который в первую очередь концентрирует свое внимание на вопросе расширения - Может ли более широкая инклюзивность на местном уровне способствовать большей солидарности в Европе и как это будет работать - добавляет следующие пункты:
- Передовой опыт. В ходе различных "круглых столов" были выявлены многие местные примеры передовой практики в области инклюзивности и интеграции. Дискуссии были сосредоточены на анализе ключевых факторов, общих для этих практик, а также на способах обмена и распространения этого ноу-хау и опыта в других сообществах и контекстах.
- Истории и гибридные идентичности. Необходим новый нарратив, который поможет перенести рамки идентичности из традиционной, бинарной, в основанную на концепции гибридных идентичностей, означающую, что все (а не только заявленные как мигранты) являются комбинацией различного опыта, происхождения и культуры. В дополнение к этому нам нужны хорошие истории (как те, которые определены в пункте 1), а не только плохие, которые в настоящее время являются почти единственным фокусом средств массовой информации. В этом новом рассказе основная ответственность СМИ.
- Образование и общественное пространство - два ключевых фактора, способствующих этому. Реальное публичное пространство, где различные люди могут встречаться и взаимодействовать в безопасном и свободном контексте, является необходимой "инфраструктурой" для развития любого проекта. Речь идет о пространственной справедливости; при нынешней пространственной сегрегации мы живем в своих кварталах и городах, и любые другие действия будут сталкиваться с огромными препятствиями. В этом смысле образование играет двойную роль. Во-первых, совместная работа в интересах инклюзивности и мира является процессом коллективного обучения. Во-вторых, образовательные пространства, такие как школы, университеты, библиотеки и многие другие формальные и неформальные, являются одними из основных общественных пространств, где могут быть разработаны конкретные действия.
- Активная роль мигрантов. Проекты должны разрабатываться как "симметричные" процессы. Как местные жители, так и мигранты должны играть активную роль, и, особенно, мигранты должны обладать глубокими знаниями и умениями.