Охраняемые морские районы (ОМР) Европы, и в частности СВ Атлантического океана, становятся ключевым инструментом противодействия утрате морского биоразнообразия и деградации экосистем и помогают смягчать последствия изменения климата, а также полезны для сохранения и устойчивой эксплуатации ресурсов. Однако для того, чтобы ОМР в СВ Атлантическом океане достигли своих целей, необходимо, чтобы ряд процессов и факторов действовали совместно и эффективно. Эта ассамблея является весьма сложной, поскольку она состоит не только из нескольких процессов, но и включает в себя множество заинтересованных сторон с различными интересами. В этом тезисе описаны процессы (разработка и осуществление плана управления [MgP], управление и функционирование ОМР) для проверки гипотез о том, что разработка и осуществление MgP влияет на управление ОМР и все эти процессы влияют на его функционирование в четырех странах СВ Атлантического океана (Франция, Англия, Испания и Португалия). Эта диссертация была разработана путем применения недорогого метода, основанного на использовании экспертных знаний и мнений руководителей, работающих с ОМР, - универсального источника информации, который мог бы позволить преодолеть обычные пробелы, связанные с ограничениями в охвате научного мониторинга и оценки. Эти знания собирались путем проведения обследований с участием руководителей с целью сбора их экспертных знаний: (i) описание областей и содержания ОМР; (ii) каким образом осуществлялись существующие планы управления и, в частности, осуществлялись ли какие-либо действия или мероприятия, вытекающие из ОМР; (iii) социально-экономическое воздействие ОМР на сообщество его заинтересованных сторон.
Ниже приведены основные выводы исследования, разработанные в данной работе:
- 1. В СВ Атлантическом океане при наличии большого числа межправительственных природоохранных инициатив (например, ОСПАР) Европейский союз предпринимает значительные усилия по созданию общей нормативной базы и совместному осуществлению этих инициатив в различных странах.
- 2. В четырех исследованных странах без учета международных указаний число определений, т.е. юридических названий, под которыми создан ОМР, составляет в общей сложности 51. Это еще более усугубляется в тех странах, где существуют национальные и региональные указания, не имеющие связи между собой, как, например, во Франции (n=25) и Испании (n=15). Все это говорит о том, что может потребоваться упрощение нормативной базы.
- 3. Анализируя обозначения северо-восточной части Атлантического океана и принимая во внимание то, как каждая страна законодательно оформляет и устанавливает эти обозначения, можно выделить две административные модели: (i) английская модель, децентрализованная в соответствии с территориальными и офшорными водами, и (ii) модель, за которой следуют остальные страны (Испания, Португалия и Франция), централизованная и интегрирующая международные указания в национальное законодательство.
- 4. Всего в районе исследования было создано 550 береговых и морских ОМР, и только 244 ОМР имели ПДУ (управляемые 125 планами управления [ПДУ]). Однако только 151 из этих ОМР (что соответствует 66 мгП) работали эффективно, т.е. ОМР располагали персоналом и ресурсами, необходимыми для осуществления плана.
- 5. С 1980-х годов наблюдается постоянное увеличение числа ОМР в Северо-Восточной Атлантике, которое с 2000 года становится экспоненциальным (в период с 2000 по 2012 год было введено в действие 81% ОМР (n=125)), что, вероятно, обусловлено принятием различных директив на европейском или глобальном уровнях.
- 6. Поскольку к одному или нескольким ОМР в СВ Атлантическом океане можно было применять один план управления (ПУМ), были определены три различные типологии в зависимости от пространственных комбинаций ОМР и ПУМР: (i) когда два или более ОМР, географически совпадающие или не совпадающие друг с другом, имеют один и тот же план управления; и (iii) типология 3, когда два или более ОМР, полностью или частично совпадающие в одном и том же географическом районе, охватываются планом управления одного из этих ОМР.
- 7. 7. 70% из 151 ОМР имеют общий ОМР (n=121), и, следовательно, невозможно определить цели SMART (конкретные, поддающиеся измерению, ориентированные на аудиторию или на конкретную проблему, разумные и своевременные) для каждого задействованного ОМР.
- 8. Задержки между назначением ОМР и внедрением MgP имели место в 98 случаях из 118 изученных, со средним сроком 10,9 лет. Эти задержки являются явным недостатком в работе ОМР, поскольку в эти периоды ОМР работали как "бумажные парки".
- 9. В 39% ОМР (n=118) возобновление действующих МПЗ задерживается в среднем на 4 года по сравнению с запланированной датой, что означает, что продолжительность действующих МПЗ удваивается по сравнению с официальным периодом, который обычно составляет 4-5 лет. Продление является важным процессом, обеспечивающим непрерывное совершенствование и инновации в управлении, необходимые для хорошей работы ОМР.
- 10. Заинтересованные были вовлечены в процесс пересмотра структуры MgP в 90% случаев (n=118), в то время как их участие в остальных процессах разработки происходило менее чем в 30% случаев. Активное вовлечение заинтересованных сторон