То, что в Италии живут католики, знают все. То, что Ватикан (где папа и его гвардейцы) находится в Риме, знают почти все.
А вот то, что Италия - страна святых (как православных, так и католических) - знают совсем даже не все.
Святых в Италии много и они двух видов: те, которые здесь родились, жили и окончили свой земной путь (ну, или только последнее), либо те, что жили в других странах, но их мощи в конце концов оказались в Италии. Причем святые, жившие до разделения церквей на западную и восточную в 1054 году, считаются православными по умолчанию. Вот примеры святых-"итальянцев": Амвросий Медиоланский, Бенедикт Нурсийский, Моника, мать Августина, Анастасия Узорешительница, мученица Агата, Лев Катанский. А святитель Николай, священномученик Власий и апостол Марк оказались в Италии уже после кончины.
Современные итальянцы любят и чтут своих святых. Апостол Марк - покровитель Венеции, например. И в каждом городке, городишке или селении непременно есть свой святой покровитель. В соседней с нами деревушке Pietrebianche это архангел Михаил, в городке San Floro - соответственно святой Флор, а всей нашей Калабрией заведует святой Франциск Паоланский. Из Паолы, то есть.
Жил Франческо отшельником, основал монашеский орден (так уж вышло, поскольку от желающих присоединиться отбоя не было), а окончил свою жизнь во Франции, духовником самого короля Людовика XI (который в романе Гюго "Собор Парижской Богоматери"). Похоронили святого в монастыре в Плесси. И всё бы ничего, да через 50 лет взбунтовались гугеноты, захватили монастырь и давай безобразничать. Вытащили тело из могилы, а оно нетленное. Надо было с мощами что-то срочно делать. Сожгли, на большее фантазии не хватило. Говорят, католики потом косточки собрали и сохранили.
Так вот, по поводу местных святых. В Италии они воспринимаются естественно и даже буднично, как свой "дежурный" на небе, земляк, к которому в любой нужде просят о помощи.
Про Франциска Паоланского я знала и раньше, да и муж часто повторял, что рядом находится старинная церковь в его честь. А поскольку живем мы на хуторе, а хутор на горе, куда ведет единственная дорога-серпантин, то я терялась в догадках, где же она может прятаться. Кругом лес, густые заросли терновника, чуть ниже ограда, за которой пасутся овцы, местами огородики и ручей.
В позапрошлое воскресенье я проснулась под отчетливое распевание через мегафон каких-то молитв. Пение приближалось. Ну вот, с досадой подумала я, свидетели Иеговы. Их в Италии удивительно много, они каждое воскресное утро решительно ходят по домам как в России 90-х ходили американские миссионеры. Но тут я поняла, что это не они. Из динамика доносилось: "Святой Франциск, моли Бога о нас". Очень кстати,- пришло мне в голову, - уже почти 3 месяца как эпидемия и карантин.
Религиозные процессии в день памяти местного святого - часть итальянской культуры. Обычно в них участвует множество народа, статую святого проносят через весь город, или даже из одного города в другой и обратно. Зрелище красочное и для нас необычное.
А тут - едет старенький Фиат, на нем закреплена статуя Франциска, через динамик звучат песнопения, - и никого больше. Караван из одного верблюда.
Мы с мужем вдохновились. Сели в машину и поехали в нашу деревню якобы за хлебом, а на самом деле свернули на незаметную в зарослях грунтовую дорогу и оказались на симпатичной, почти сказочной поляне.
Открылась, как сим-сим, и церквушка. Небольшое строение, старая каменная кладка, без окон, только дверной проём. Не было даже дверей.
Мы зашли внутрь. Грустный Франческо, свечи и свежие цветы.
Рядом источник, как и полагается. Слева от церкви цвела вишня, белые лепестки принесло ветерком.
Мы посмотрели на святого Франциска, а он посмотрел на нас. На том и расстались. Думаю, он понял, что мы хотели у него попросить.
P.S. За хлебом мы тогда опоздали, пришлось взять сухариков.
С вами был Сливовый хутор.
Подписывайтесь, рассказы еще будут.