Найти в Дзене
Супер Ментор

ЕГЭ по русскому языку: писать сочинение просто

Оглавление

Осталось совсем немного времени до страшных ежегодных испытаний для выпускников и их родителей – до ЕГЭ. В этом году ситуация накалена еще и режимом самоизоляции, создавшим неопределенность, когда точно начнутся эти испытания. А ожидание события, страх перед ним, как правило, страшнее самого события. Так уж устроен человек…

Почему так страшит сочинение?

И если с тестовой частью ЕГЭ выпускники практически все как-то справляются, то задания с открытым ответом (в ЕГЭ по русскому – это сочинение по прочитанному тексту) вызывают трепет в душах учащихся. А почему? Потому что «натаскать» на тесты гораздо проще. Некоторые ребята даже в состоянии «просчитать» правильный ответ, не зная вообще тему, по которой их тестируют. С сочинением так не выйдет… Здесь нужно думать, анализировать… И в первую очередь важно уметь понять текст, по которому это самое сочинение нужно написать!

Яндекс.Картинки. Больная для Вас тема? Ставьте лайк!
Яндекс.Картинки. Больная для Вас тема? Ставьте лайк!

Не понять текст – самое страшное в сочинении

На самом деле, это самое сложное в сочинении. Преподавательский опыт и опыт эксперта ЕГЭ показывают, что очень многие из выпускников текст понимаю задом наперед. Сколько таких комических ситуаций было описано в Сети!

Текст об одиночестве пожилых, а выпускник увидел в нем, что хорошо отдыхать в Крыму в бархатный сезон. Конечно, об этом в тексте говорится, но не это главное! То есть ученики не могут выделять главное и второстепенное в тексте. А еще страшнее, если не смогут находить главное и второстепенное в самой жизни…

Текст о фильмах про бандитов, текст, в котором автор иронично «хвалит» образцы поведения в виде различных отморозков. Что увидели некоторые? Иронию? Сарказм? Поняли, что нужно воспринимать изложенное наоборот? Нет. А значит, они не поняли текста, не поняли авторского замысла, поэтому эксперты читали сочинения о том, как хорошо быть бандитом!

Тексты могут попасться разные: очень простые и очень сложные, там, где проблема и идея будут глубоко-глубоко… И нужно постараться понять этот текст. Причем понять правильно.

Может быть, упростить тексты?

Я не разделяю мнения тех, кто считает, что нужно упростить тексты, по которым выпускники будут писать сочинения. Мол, детям трудно. Но выпускники – практически взрослые люди, некоторым уже в школе исполняется 18 лет. И давать им тексты в виде «Мама мыла раму» отнюдь не комильфо. Двери школы завтра за ними закроются, и их ждет взрослая жизнь, поэтому и готовить их ко взрослой жизни должны взрослые тексты: «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», например. И откровенно говоря, те, кто прочитал и осмыслил (пытался осмыслить, понять авторский замысел, размышлял над проблемами и поступками героев) Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, никогда не скажут, что им не по зубам был какой-либо текст в ЕГЭ.

Хотите помочь ребенку? Читайте вместе, читайте вслух (и не только в начальной школе, а постоянно!). Статья об этом здесь. Не любите читать, слушайте аудиокниги, подкасты

Обсуждайте прочитанные книги. Обсуждайте просмотренные фильмы, обсуждайте подкасты – и не будет тогда никого страшить ЕГЭ по русскому языку, потому что все будут уверены, что ребенок может мыслить, может понять текст, может изложить свою точку зрения по любому вопросу.

Если текст понятен – все остальное просто

Вот простой алгоритм написания сочинения:

1. Прочитайте исходный текст несколько раз.

2. Сформулируйте проблемы, которые ставит автор (Какие вопросы задает автор читателю?).

3. Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы (авторская позиция). Если нет ответа на поставленный вопрос, работайте с другой проблемой!

4. Найдите в тексте примеры, важные для понимания поставленной проблемы.

5. Сможете ли Вы их прокомментировать, установив смысловую связь между примерами? Если нет, работайте с другой проблемой!

6. Помните, что текста нет без начала и конца. Должно быть вступление и заключение, причем они должны отражать друг друга.

7. В основной части должны быть обязательно:

1. Постановка проблемы.

2. Комментарий к сформулированной проблеме.

3. Формулировка авторской позиции.

4. Формулировка своей позиции (согласны Вы или не согласны с автором) и ее обоснование, т.е. аргументы из литературы (искусства вообще), из науки, истории, личного опыта.

Честно сказать, это очень простой план!

И самое интересное, что обсуждать прочитанное и писать сочинения по такому плану можно хоть с детьми начальной школы. Зато как легко и спокойно они подойдут к выпускным экзаменам!

Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезную информацию об экзаменах, о развитии детей и саморазвитии взрослых.

С наилучшими пожеланиями,

Ольга Арискина.