...Откуда-то издали звучал хор, всё стройнее и настойчивее, и даже не сразу я понял, что вот оно, действо, начинается! Переливаясь цветными одеяниями и протяжными голосами, в Народную поляну медленно двигалась Русь:
В прошлом Усть-Цилемские Горки проходили каждое воскресение от Николы Вешнего до Петрова дня, то есть, в переводе с Юлианского календаря на Григорианский, с 22 мая по 12 июля. Это было знаковое время - конец промозглой весны и начало жаркого лета, "окно" между посевной и порой сенокосов, да начало навигации, когда по Печоре приходили чердынские купцы. С одной стороны, Горка была древним обрядом, мистерией с дохристианскими корнями, обращённой к Солнцу и плодородной Земле. С другой стороны, Горка представляла собой смотрины молодёжи, где находили друг друга женихи и невесты, и просто знакомился народ. С третьей, красивое зрелище просто больше людей позволяло завлечь на ярмарку. На Иванов (7 июля) и Петров (12 июля) дни Горку гуляли с утра до ночи и она состояла из трёх частей, плавно переходящих друг в друга. По воскресением частей было две - до и после полудня, а небольшие хороводы по вечерам возникали в любой из "горочных" дней. У сельских людей всему своё время, и в начале лета наступала пора самовыражения:
В основному на Горку гуляла, конечно же, молодёжь, но в любом хороводе присутствовали и старшие - как учителя и вожаки, руководившие всем довольно сложным действом. Всё изменил ХХ век - войны, голод, коллективизация сильно поубавили в России молодёжи, да и просто в стране великих строек и научного материализма было людям как-то не до того. Возрождаться Горка стала лишь в 1970-е годы, но всё же разрыв в традиции был не слишком долгим, и новые хороводы водили те, кто участвовал в старых. Только теперь Горка из цикла превратилась в дату, и хороводы устьцилёмы водят под вечер 12 июля. Старые функции исчезли, теперь Горка стала просто народным праздником, красочным действом, событием единения, и не столь уже важно, что на безымянных пальцах большинства участников блестят обручальные кольца... Пусть скажет любой старожил, что Горка "уже не та", да только в остальной России подобного в принципе не осталось:
Лица Руси... Возможно, я видел этих людей на улицах Усть-Цильмы прежде. Но в такой одежде меняются и сами лица, становясь как не из наших лет:
Ещё недавно все участники Горки пели слаженно и непрерывно, а тех, кто не умел, в хороводы не брали. Теперь петь или не петь - дело добровольное, но это не важно, здесь люди сами по себе визуальный хор. Хора-вод:
При слове "хоровод" мне представлялось всегда что-то удалое и быстрое, крутящееся под гармонь подобно карусели. Но в этой теме я откровенно слаб. Устьцилемские хороводы - медленные и протяжные:
Горка состоит из 7 действ, плавно перетекающих друг в друга в строго определённом порядке. Вернее, раньше порядок частенько менялся, но в итоге установилась чёткая последовательность, открывают которую Столбы. Это начало Горки, фактически представление участников - медленная процессия по трое входит на Народную поляну, и её "сегменты"-тройки, двигаясь чуть быстрее, непрерывно перемещаются из конца в начало.
Раньше Столбы могли занимать всю утреннюю Горку, да и теперь это едва ли не самая долгая часть праздника. Всего в этом году тут было около 300 участников, что не слишком много и не слишком мало.
Заканчиваются Столбы построением прямоугольника, в "мистической" стороне Горки символизирующего общее поле.
Квадрат Столбов превращается в Круг - следующее действо:
Лишь один из жанров хоровода, далёкому от народной культуры человеку именно Круг известен как хоровод "по умолчанию":
Ну а что символизирует Круг, думаю даже не стоило бы пояснять - конечно же, Солнце:
Потому что как же без Солнца на Севере?
Лучистый солнечный диск словно действительно лежит на траве внутри кольца:
Впрочем, в этот раз Горка вышла довольного многолюдной, и правильный круг Народная поляна не вместила - вместо него образовался скорее овал:
Столь длинный, что целиком даже не влезал в кадр:
Сюжет заглавного кадра я бы назвал "Культурный бэкграунд", а здесь... здесь наоборот - современность отступает на задний план:
Не осталось в стороне и цыганка:
А на поляне начинался третий хоровод - На две стороны:
Одна сторона весела и задорна:
Другая кажется смущённой и напуганной:
Но мужики и парни первыми делают шаг:
Продолжая петь протяжно, две стороны сближаются, и осторожно глядят друг на друга:
И кто-то робко протягивает руку:
Так парни и девушки в старину узнавали друг друга:
Но сама русская деревня давно состарилась, а потому преобладание немолодых людей совсем не режет глаз:
Две стороны вновь расходятся:
А когда сходятся вновь - наступает черед женщин узнавать мужчин:
Раньше две стороны лишь слегка поправляли друг друга одежду, и скорее всего при этом касались друг друга как бы невзначай. Сейчас прикосновение вполне открытое и целенаправленное, но и многие пары тут вполне могут быть супругами.
Так повторяется несколько раз, и на последнем схождении женщины гладят мужчин по головам. На две стороны стали для меня самым пронзительным моментом праздника:
Дальше наступает более сложная композиция На четыре стороны. Тут я впервые увидел Повелительницу Горки - эту строгую женщину с платьем китайской принцессы (на самом деле - вполне местном) и лицом бригадирши. Кажется, скомандуй она что-нибудь мне - я бы и то послушался без вопросов:
Здесь тоже взаимодействуют мужчины и женщины - но как-то иначе и стройнее. Вроде бы это не так (по крайней мере нигде такого не читал), но не могу отделаться от ощущения, что Две стороны были для первого знакомства, а Четыре стороны - для предложения:
Четыре стороны сложнее Двух сторон не только динамикой, но и сакральным смыслом - в этом квадрате люди всем миром засеивают поле, а после убирают урожай. Четыре стороны - акт социализации селян:
Дальше вроде бы должна идти Вожжа, но по описаниям это больше похоже на Плетень - народ сплетается, подавая друг другу руки через плечо:
Движется живой цепью:
Подныривающей порой под себя:
А потом "расплетается", меняя направление хоровода:
Дальше на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется - на смену протяжным хороводным песням приходят зажигательные ритмы, мистерия сменяется гулянкой:
Ключевой акт праздника - Вожжа, в деревнях за Пижмой когда-то бывшая синонимом Горки:
Танцуя или играя, люди образуют длинную цепочку, в старые добрые времена растягивавшуюся порой на несколько сотен метров, складываясь в орнаменты или фигуры.
Ручеёк - тоже часть Вожжи:
На старых Горках, длившихся целый день, Вожжа возникала порой по несколько раз, да и здесь я хоть и помню точно, но не могу отделаться от мысли, что видел её не единожды.
Вдали, между тем, взлетел вертолёт - видимо, праздник покинули "шишки":
Под вечер наползала сырость и усталость. От созерцания хороводов мы всё чаще отвлекались на разговоры - то друг с другом, то со знакомыми, образовавшимися за 3 дня в праздничной Усть-Цильме, то просто со случайными людьми.
Где-то в списке актов затерялась Бояра - наборный хоровод, на ходу подхватывающий участников. Как я понимаю, она стала просто частью Круга, Плетня и Вожжи. С начала ХХ века последним актом хоровода сделалась Плясовая, или Кадриль:
Всеобщий танец под гармонь:
Сжимающийся всё плотнее:
Тем самым как бы олицетворяющий единение:
Вот она - Горка:
Дальше пляски продолжились уже как-то несинхронно и неофициально - такой прототип дискотек стародавней эпохи. И строгая начальница, доведя дело до конца, вдруг подобрела, сбросив с лица маску бригадирши:
Думаю, вы заметили, что ряды участников Горки неуклонно редели - действо длилось несколько часов, и далеко не каждому это элементарно было по силам. Прошлые четыре года, по словам местных, на Горку шли дожди, и ни ижемцы с юга, ни ненцы с севера не могли оживить то, что без всяких гостей оживило Солнце.
В сумерках Народную поляну, продолжая тянуть хор, покинула небольшая и нестройная процессия, но выйдя на главную улицу, мы увидели, что нарядные люди разбрелись по всей Усть-Цильме. Где-то рядом гуляли более современную дискотеку, и ветер доносил голос диджея.
Дальше жизнь вернётся на круги своя, и те же люди будут ходить по селу в джинсах, брюках, камуфляже, непромокаемых куртках, свитерах и пуховиках. Не в поле ходить, а в школу или больницу, администрацию или магазин, садиться за руль машины или моторной лодки, словом - жить обычной жизнью северного райцентра. Чем станет Усть-Цильма для русской народной культуры - последним оплотом или заделом на возрождение?