Откуда в балете берутся артисты с тяжёлым, порой несносным характером? Кто-то скажет: "все мы родом из детства" и будет, конечно, прав. Но как происходит превращение одного в другое? Попробуем разобраться в этой алхимии...
Но вначале - для сведения: современная образовательная доктрина России исходит из предоставления сугубо образовательных услуг и не предполагает воспитания в школах. Им никто не занимается, разве что в инициативном порядке. На регулярной же основе осуществляется лишь трансляция знаний, а воспитание отдано на откуп родителям, которым вечно некогда, да и как-то не рвутся они в педагоги.
Итак, что мы имеем в плане психологических качеств ребёнка, посвятившего себя балету?
1. Стрессоустойчивость.
Это едва ли не главное, чем гордятся в стенах балетных училищ. И то верно: как бы гениально ты не танцевал, если не умеешь противостоять стрессу, справляться с волнением, большой сцены тебе не видать. Только на деле хронический стресс, которому подвергаются дети при обучении балетному искусству, чаще приводит не к стрессоустойчивости, а к сенсибилизации. Проще говоря, к привыканию. Происходит это так. Педагогам некогда заниматься мотивацией учеников, и они прибегают к давлению, предварительно помещая ребёнка в ситуацию стресса. Окрик взрослого с целью привлечения внимания, грубость в адрес ребёнка, чтобы быстрее дошло, и, наконец, руководящее указание. Знакомо, не правда ли? Такой приём действует безотказно и вызывает почти мгновенное формирование у ребёнка операциональной напряжённости, без которой не обходится ни одно человеческое действие. В этом не было бы ничего страшного, занимайся педагоги последствиями содеянного, но нет, не их это дело. Так стрессы остаются без проработки и наслаиваются один на другой изо дня в день. Чтобы справляться с ними нужны знания, опыт и, самое главное, - время. Ничего этого в распоряжении балетного ребёнка нет.
На родителей надежда слабая, они всецело полагаются на педагогов, а то и находятся под их влиянием. Ребёнку остаётся одно – терпеть. Терпеть во имя того, что он – в силу возраста – до конца не понимает. Вся жизнь для него теперь – борьба. С болью, усталостью, страхом не справится, вызвать неудовольствие взрослых. С плохим настроением, наконец, которое никого не интересует, это твои проблемы. Ты пришёл работать, вот и работай!
Нытикам, размазням нет места в балете, и они быстро отсеиваются. Во взрослую жизнь выходят закалённые бойцы, внутри которых сжатая до предела пружина.
Взрывоопасная конструкция! Не столько для самого артиста, сколько для окружающих, особенно тех, кто находится в зависимом положении. Когда-то он терпел, теперь терпят его и – от него. Свой тяжёлый, несгибаемый характер такие люди оправдывают фанатичным служением делу, но скорее это зависимость от профессии. Они не отделяют себя от Балета, это правда, но ещё вопрос, что им дороже – собственное "Я", изрядно пострадавшее за время учёбы и настойчиво требующее компенсации, или дело, которому они посвятили жизнь.
2. Коммуникабельность.
Мир искусства способствует гармоничному формированию личности, едва ли не главной чертой которой является открытость и доброжелательность. Но Балет – искусство бессловесное, здесь учат выражать свои мысли и чувства языком тела. Таким образом, балетный ребёнок сразу попадает в невыгодное по сравнению со сверстниками положение. Их-то учат вербальному общению, на котором зиждется буквально всё. Так устроен мир.
Балетные прекрасно умеют "читать" невербалику другого человека и отвечать ему аналогичным образом, но в межличностной коммуникации этого недостаточно. Она зиждется на слове и смыслах, стоящих за ним. Не зря говорят: "по одёжке встречают, по уму провожают", "женщина любит ушами", кстати, мужчина тоже!
Кроме того, коммуникабельность, как и всякая психическая функция проходит в своём развитии 3 этапа: способность, умение и навык. Теоретически, все люди, обладая физиологическим аппаратом речи, способны к общению. Но далеко не все умеют это делать, а уж тех, кто обладает навыком общения – в любых ситуациях, на любые темы и с любыми людьми, и вовсе не так уж много. Больше тех, кто теряется в незнакомых компаниях или, когда нужно высказаться на сложную или неоднозначную тему. А тем таких и в жизни, и в профессии предостаточно. Став артистом, балетный ребёнок, которого учили выражать себя невербально, предпочитает общаться с себе подобными и в своём кругу он вполне коммуникабелен. Но жизнь неизмеримо богаче и объёмней, чем Балет, и общение за пределами своего круга может доставлять массу проблем, особенно в семейных отношениях. Как результат, человек замыкается в себе, что окружающими часто воспринимается, как ложное величие, а то и чванство. Не владея навыком вербальной коммуникации, выйти из этого порочного круга очень трудно. Артист и рад бы развеять ложные представления о себе, но не знает, как это сделать, какие слова для этого найти, и ещё больше уходит в себя. Или защищается и порой весьма агрессивно, что также не способствует взаимопониманию с людьми.
3. Социализация.
Надо чётко понимать, что это – нормативно заданный результат. Если ребёнок по выходе из балетного училища не социализирован в должной мере, то каким бы талантливым он не был, судьба его незавидна. Как говаривал классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Социализация – это, по сути, овладение искусство компромисса. Все люди разные, поэтому волей-неволей им приходится приспосабливаться друг к другу. При этом одинаково вредно как противопоставлять себя другим, так и без конца гнуться, жертвуя своими принципами. Крайности тут неуместны, ничего кроме конфликтов – с другим человеком или с самим собой, соответственно, они не сулят. Здесь нужен разумный баланс между интересами общества и своими собственными, между твёрдым отстаиванием своего мнения и готовностью разделить мнение других. Жаль, но этому в репетиционных залах не учат, скорее наоборот.
Проблема в том, что в Балет приходят, чтобы блистать. Доминировать, если угодно. Чтобы войти в когорту избранных, которых по пальцам перечесть. Чтобы встать над обществом. Чтобы оно тебе поклонялось, а не ты ему. Успех однозначно трактуется в балетном мире – это символ исключительности, уникальности, непохожести на других. На это направлен весь учебный процесс, ради него, успеха, ребёнок претерпевает все муки овладения профессией.
Но одно дело вызывать восторг толпы, и совсем другое – противопоставлять себя ей вольно или невольно. А это происходит сплошь и рядом и называется "звёздной болезнью". Причём, чтобы заболеть ею, не обязательно быть звездой на самом деле.
Балет – искусство элитарное и артисты балета неизменно вызывают к себе интерес. Они всегда в центре внимания, но … не всегда на сцене. Об этом часто забывают звёзды балета, реальные и воображаемые. Имея талант и трудолюбие, да ещё великолепное, исполненное грации, тело, не так уж сложно возвыситься над обычными людьми, которые рукоплещут тебе в свете софитов. Однако, не стоит принимать это как данность и переносить в повседневную жизнь. У неё совсем другие законы.
Неужто всё так мрачно, спросите вы? А как же положительные примеры, они ведь есть? Конечно, есть! И всегда были. Надо только растить человека, а не машину.
Михаил Абрамов